Назад
views 4 756
calendar 04 октября 2023

Зависимость от гаджетов: как победить

Зависимость от гаджетов: как победить
contents Оглавление
Свернутьarrow
Приёмы психологов от гаджетозависимости

Смартфон для многих стал продолжением руки. Он заменяет друзей, прогулки, офлайн-хобби и развлечения. Многие родители привыкли видеть не лицо ребёнка, а макушку, склонённую к телефону. Попытка отнять гаджет часто заканчивается истерикой. В этой статье обсуждаем с психологами, представителями игровой индустрии и общественных организаций, когда смартфон становится опасным и как помочь ребёнку выйти из виртуального мира в реальный.

Зависимость от гаджетов — это болезнь или дурная привычка?

Есть такой научный термин — «номофобия». Он означает болезненную зависимость от телефона. Она выражается в чувстве тревоги у человека, который остался без смартфона. В 2008 году его ввёл в обиход исследовательский центр YouGov. Спустя 10 лет Кембриджский словарь назвал номофобию словом года.  

Номофобия пока не вошла в официальный медицинский перечень расстройств. Но психологи часто относят зависимость от гаджетов к расстройствам, которые стоит лечить. И для этого есть массовые причины. Компания HONOR провела в России исследование, которое показало устрашающие факты:

  • 52 % опрошенных берут с собой телефон везде, даже в ванную и туалет; 
  • 59 % — испытывают стресс, оставшись без связи; 
  • 42 % — сравнивают дискомфорт от нахождения без телефона с попаданием под дождь; 
  • 26 % — сравнивают время без телефона с отключением электричества.

Оставшись без гаджета, люди чувствуют раздражение, тревогу и беспомощность. 

Всё это — симптомы зависимости. Более того, без гаджета у номофоба может начаться паническая атака, головная боль или тахикардия. 

Как понять, что у ребёнка номофобия? 

Понять, зависим ли ваш ребёнок от смартфона или ему просто нравятся некоторые приложения, поможет простой тест. Проверьте, сколько опасных симптомов вы обнаружите. А заодно рекомендуем проверить и себя.

Симптомы гаджетозависимости у ребёнка (и взрослого): 

  1. Постоянно держит телефон в руках.
  2. Настроение напрямую зависит от разрешения пользоваться телефоном. 
  3. Истерит, готов выполнить любые задания, чтобы получить гаджет обратно.
  4. Сложно переключиться с телефона на другие задания.
  5. Ведёт себя агрессивно после использования гаджета. 
  6. Нарушает договорённости на «экранное время».
  7. Между общением с друзьями и «залипанием» в телефон выберет гаджет.

Если насчитали больше 5 симптомов, скорее всего, у ребёнка серьёзная гаджетозависимость. Если симптомов меньше, паниковать рано. Однако и бездействовать тоже опасно. Чем больше симптомов, тем более активная помощь нужна ребёнку. 

Может, оставить ребёнка в покое — пусть сидит в телефоне?

Редакция поговорила с десятками родителей, которые боролись с экранной зависимостью детей. Большинство из них в итоге сдались. Причины называют разные:

  • устали от бесконечных истерик и нытья ребёнка, который выпрашивает телефон;
  • считают «залипание» в гаджетах естественной частью жизни, и сами тоже не отказывают себе в удовольствии поиграть и початиться;
  • ждут, что ребёнок наиграется, ему надоест и он сам бросит. 

На самом деле ребёнок сам не бросит смартфон, потому что это настоящая зависимость, которая возникает в том числе на химическом уровне. 

Чем опасна гаджетозависимость?

  1. Теряется концентрация и внимание.
  2. Ухудшается память.
  3. Садится зрение.
  4. Искривляется позвоночник.
  5. Появляется бессонница.
  6. Теряется интерес к окружающему миру.
  7. Пропадает навык реального общения.
  8. Появляются небезопасные знакомства.

Тогда, может, просто взять и запретить гаджет?

Казалось бы, логично поступить так же, как и с любой другой зависимостью: изолировать ребёнка от гаджетов. Однако телефон, планшет и ноутбук — это не энергетический напиток или вейп. Полностью ограничить ребёнка от интернета сегодня невозможно. 

Марина Ракитская, психолог, писатель, монтессори-педагог:

«Лишив ребёнка гаджетов, вы можете сделать его аутсайдером. Ребёнку станет не о чем разговаривать со сверстниками. Тогда напрямую встанет проблема социализации. Важнее запрета научить ребёнка использовать устройства себе на пользу. Важно показать правила — так же, как вы учили управлять велосипедом или резать овощи ножом. А именно — анализировать и структурировать информацию. Важно быть готовыми понять ребёнка, расширять зону доверия, общаться с позиции авторитета, а не беспрекословного авторитаризма. Тогда проблем с зависимостью в вашей семье не будет».

Что будет, если забрать у ребёнка телефон и ноутбук

Выходит, гаджеты — часть современной жизни, причём удобная и приятная. Лишив ребёнка возможности ими пользоваться, мы можем нанести ему серьёзную травму.  

Илья Лучинин, арт-директор игровой студии:

«Увлечение гаджетами или играми становится привязанностью, когда вокруг ребёнка формируется комьюнити и он перестаёт рассматривать себя отдельно от контекста этого увлечения. Соответственно, попытка забрать гаджет или игру будет ассоциироваться с попыткой лишить личной зоны комфорта и будет восприниматься болезненно. В лучшем случае это приведёт к скандалу, в худшем случае — к травме, которая проявится, когда у ребёнка будет возможность выйти из-под вашего контроля. Наверняка вы уже слышали фразу «Отвергая — предлагай, предлагая — действуй». Это справедливо и с гаджетами. Рекомендую предложить ребёнку сопоставимую альтернативу. Может, новое увлечение даст ему новых друзей и новые интересы».

Чем заменить зависимость от гаджетов

Почему у детей возникает зависимость от гаджетов?

Для начала полезно понять, чем каждого из нас так манят ленты в соцсетях, чаты, новостные агрегаторы. А дальше задать этот же вопрос ребёнку. А мы собрали для вас популярные причины гаджетозависимости, которые выделяют психологи.

Пример родных

Не стоит голословно винить сверстников, культуру и массмедиа. Часто причина буквально под боком. 

Марина Ракитская, психолог, писатель, монтессори-педагог: 

«Первопричина гаджетозависимости нередко возникает в семье. Например, родители не умеют выстраивать общение с детьми и друг с другом, «покупают» себе свободное время, «подсаживая» ребёнка на мультики с раннего детства, пытаются переключить внимание с конфликта или компенсировать уход на работу разрешением сидеть в гаджетах».

Подчёркиваем: проблема не столько в том, что родители и сами не прочь позалипать в смартфон или ноутбук. Любая зависимость родных может проявиться как гаджетозависимость у ребёнка. 

Анна Фёдорова, психолог:

 «Если никто в семье не злоупотребляет гаджетами, это ещё не значит, что проблему стоит искать вовне. Прежде всего рекомендую детально и честно изучить «погоду в доме». Иногда ребёнок подражает не форме зависимости, а её механизму. Например, если у папы зависимость от табака, ребёнок это видит. Он не курит, а может взять себе в жизнь такой же механизм, связанный с видеоиграми. И так с любой другой зависимостью. Обнаружить и решить подобные проблемы может психолог».

Зависимость от гаджетов: причины

Слишком большая нагрузка

Задумаемся, в каких ситуациях мы сами хватаемся за смартфон. Чаще всего, когда устаём. Так психика как будто бы защищается от перегрузки. То же касается психики детей. Представьте: у ребёнка занятия в школе, репетитор, логопед, музыкальная школа, кружки, секции. Естественно, он перегружен и хочет отдохнуть. И смартфон — это доступный, понятный и незамысловатый способ «отключиться».

articlePreviewImage
Учебная нагрузка: сколько домашки и секций — норма, а сколько — перебор
Рассчитываем оптимальную учебную нагрузку на школьника

Непонимание ценности учёбы

Часто ребёнок не делает уроки или делает кое-как, зато зависает в смартфоне по несколько часов. Так бывает, если школьник не видит ценности в учёбе. А если ребёнок не понимает, как ему пригодится знание типов почв или формула площади круга, то не помогут никакие внешние стимулы: ни родители, которые заставляют, ни учителя, которые ставят двойки. С психологической точки зрения, делать против воли то, что хотят другие — насилие. А делать то, что хочется, но сложно — усилие. Поэтому наша задача как родителей — помочь найти ценность в учёбе и приложить усилие. 

Побег от реальности

Жизнь школьника может быть сложной: высокое напряжение, проблемы в семье и со сверстниками. А интернет создаёт иллюзию, что в виртуальном мире проблем нет. Соцсети дают ощущение контроля над жизнью. Можно создать себе идеальный профиль рок-звезды, душевного парня или компанейской девчонки и игнорировать неудачи в реальности. 

Илья Лучинин, арт-директор игровой студии:

«Игры — это творчество, потому что там, в отличие от кино и книг, можно существенно влиять на происходящее. И это увлекает. Ведь в игре ты можешь намного больше, чем в реальном мире. Если ваш ребёнок увлёкся играми, то, вероятно, он находится в некомфортной для него обстановке и ему приходится «уходить» от реальности. Возможно, вы уделяете своему ребёнку недостаточно много времени.  А может, ему не удалось правильно социализироваться в школе или другом учебном заведении».

С Ильёй согласны и другие наши эксперты. Причём побегу от реальности способствуют не только игры и залипание в соцсетях, но и просмотр условно полезных познавательных роликов. 

Марина Ракитская, психолог, писатель, монтессори-педагог: 

«Бывает, ребёнок смотрит познавательные видео, например о животных, и это не плохо. Плохо, что он делает это слишком продолжительное время. Тут важно разобраться, чем в это время заняты родители. При постоянных конфликтах ребёнок уходит в виртуальный мир. Так он пытается добиться двух целей. С одной стороны, побег от реальности помогает ему не вникать в происходящее. С другой стороны, так ребёнок пытается объединить родителей хотя бы на время, которое они будут пытаться вытащить ребёнка из виртуального мира». 

Дофаминозависимость

Телефон вызывает настоящую зависимость на химическом уровне. Пользуясь телефоном, мы запускаем процесс выработки дофамина — нейромедиатора, который отвечает за вознаграждение. Проще говоря, получая лайк, сообщение, комментарий в соцсетях, ребёнок испытывает удовлетворение — а это и есть вознаграждение за действие. Из раза в раз человек отправляется в соцсети за дозой дофамина и следующим за этим удовольствием. 

Зависимость от гаджетов: как победить

Как помочь ребёнку, который зависит от гаджета?

Сократить время пребывания ребёнка в интернете быстро не получится. Придётся настроиться на долгую работу. Многое зависит от возраста ребёнка, степени привязанности к телефону. Иногда проблему можно решить самостоятельно, а иногда понадобится помощь профессионала.

Анна Фёдорова, психолог:

«Хорошо, если у вас есть тесный и доверительный контакт с ребёнком. Тогда вы можете ему объяснить, что чрезмерная зависимость от гаджетов — это не очень полезно. Если ребёнок вам верит и соглашается, то вы вместе сможете решить эту проблему. Но обычно зависимость связана с отсутствием этого контакта. И тогда нужно обратиться к специалисту».

Если решаете помочь сами, вам помогут пять проверенных приёмов. 

Разговор по душам

Начинать лечение от гаджетозависимости важно с доверительного разговора с ребёнком: без обвинений и угроз, а по грамотному алгоритму, который мы выяснили у психолога.

Наталья Манухина, семейный консультант, к. псх. н., клинический психолог:

«Ребёнок не воспринимает часы, проведённые с телефоном, как проблему. Наоборот: для него это то, что привлекает его самого и внимание родителей к нему. То есть, по сути, гаджетозависимость ребёнка — это проблема родителей, а именно — страх за ребёнка.

Для начала важно поинтересоваться, чем так увлечён ребёнок, что ничто больше его не интересует. Дальше полезно поискать вместе с ним и другие области, куда можно направить его внимание. Важно расширить ему видение спектра возможностей. Или, как сказал известный психолог Лев Выготский, «раскрыть зону ближайшего развития ребёнка». То есть найти, где можно получить и попробовать новое и чуть более сложное, чем он может сейчас, — активности, которые он сможет сделать только со взрослыми или более опытным друзьями. Сначала можно сделать это вместе с ним. А дальше поддерживать в формировании высокой самооценки как освоившего и это новое направление деятельности».

Как поговорить с ребёнком о гаджетах

Расписание свободного времени

Рекомендуем вместе с ребёнком проанализировать, на что ребёнок тратит свободное от учёбы время. Если большая часть этого времени посвящена гаджетам, предлагаем заменить это времяпрепровождение чем-то продуктивным. Однако абстрактные фразы «погуляй», «почитай», «займись полезным» не помогут. Зато могут сработать конкретные предложения: пойдём на концерт, пойдём гулять, запланируем поход. В борьбе с гаджетозависимостью можно купить билеты на концерт любимой группы, даже если она вам и не очень нравится. Потом можно погулять, обсудить впечатления, зайти в кафе.

Лада Коновалова, заместитель руководителя отдела по методической части ИнтернетУрока: 

«Изъять телефон из жизни не только ребёнка, но и взрослого не представляется возможным. Однако предложить здоровую альтернативу можно всегда. Помогает метод переключения внимания на сопутствующие интересы ребёнка. 

К примеру, мой третьеклассник любит петь, играть в Super Bear Adventure и строить собственные 3D-миры, применяя свою же неуёмную фантазию, и при этом не любит учить сольфеджио и стихи. И я как мама устанавливаю чёткий график занятий ребёнка на основе его пожеланий. А именно: два раза в неделю — хор и музыка, три раза — плавание, три раза — программирование (пусть использует гаджеты с умом), а в субботу — сочетание нелюбимого сольфеджио с любимой театральной студией. И всё, ребёнок доволен и занят. С учётом выполнения домашних заданий времени на телефон почти не остаётся. И воскресенье у нас тоже занято — мы путешествуем, когда позволяет погода, или читаем вместе, или смотрим фильмы, или играем без гаджетов».

Никакой многозадачности

Психологи советуют сравнить смартфон с лопатой. Это классный и незаменимый инструмент, без которого не расчистить снег и не выкопать яму. Но кому придёт в голову носить лопату с собой, спать с ней или смотреть фильм? Телефон — такой же инструмент. Можно посмотреть видео, написать сообщение, сыграть с друзьями, посмотреть погоду на завтра. Не более. 

Полезно установить правило: одновременно заниматься только одним делом. Во время семейных ужинов откладываем телефон. Во время домашки и работы за компьютером — тоже. Ложимся спать — убираем телефон. Дальше — больше. Учимся сами и учим ребёнка отвечать на вопрос: зачем взял телефон. Если ответ «просто так», то надо отложить гаджет в сторону. 

Цифровой детокс

От гаджетозависимости помогает сложное правило — отдыхать от смартфонов. Если вам и ребёнку тяжело провести весь день без телефона, пусть отдых от экрана будет несколько часов. Если убирать за час до сна, будет легче засыпать и успокоится психика. 

Аэлита Ароянц, член Общественного совета при ГУ МВД России по Краснодарскому краю:
«Невозможно представить жизнь современного человека без информационной гигиены. Важно довести её до автоматизма, как помыть руки перед едой. И лучше всего здесь работает собственный пример. Не стоит считать гаджеты злом, нужно научить детей их применять для развития и совершенствования. Например, в детстве я играла в «Тетрис». Казалось бы, бесполезная трата времени, но сейчас, во взрослом возрасте, мне легко складывать компактно что угодно. Всё просто: дети зачастую копируют поведение родителей».

Как приучить ребёнка к цифровой гигиене

Зона, свободная от гаджетов 

И напоследок самый экстремальный способ лечения. Выделяем в квартире комнату, куда с гаджетом в руках не пускают. Лучше пусть это будет кухня, ведь без неё явно не обойдётся ни один член семьи. В этой детокс-комнате полезно не только обсуждать события дня, но и узнавать друг друга и обсуждать разные темы: экологию, глобализацию, трансгуманизм, современную музыку, литературу, сериалы, забавные истории из жизни. Нормально даже просто молчать. А можно ещё рисовать или играть в настольные игры

Скорее всего, ребёнку поначалу не понравится идея. Тогда полезно дать ему пережить негативные эмоции. Важно удержаться от цензурирования в ключе: «Хватит ныть». Полезнее сказать: «Я вижу, что ты расстроен/негодуешь». Поэтому полезно обсудить причину нового правила, не скрывая своих чувств и опасений, например: «Я беспокоюсь за твоё здоровье, ведь ты стал мало гулять и всё время проводишь только в смартфоне».

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Из этого круглого стола мы поняли, что волшебной таблетки от гаджетозависимости пока не придумали. Это долгая, кропотливая работа всей семьи. Но мы верим, что у вас получится, особенно с нашими подсказками. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru