Назад
views 314
calendar 01 октября 2024

Стресс в школе: как трансформировать в эмоциональный комфорт?

Стресс в школе: как трансформировать в эмоциональный комфорт?
Фото: Prostock-studio, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Как родителям помочь ребёнку с помощью методики PCM

Совсем избежать проблем почти нереально. Это и не нужно. Решая их, ребёнок развивается. Но проблема проблеме рознь. Одно дело — получить тройку или не сдать вовремя домашнее задание. Другое — тихо ненавидеть школу и перестать хотеть учиться. 

Чем помочь ребёнку в разных стрессовых ситуациях, подсказывает сертифицированный тренер PCM, психолог-консультант и коуч Анна Мусаханова.

Какая методика может помочь при стрессе

Помочь школьнику в стрессовых ситуациях может методика модели процесса коммуникации (Process Communication Model, PCM). Её используют во всём мире в образовательных проектах, школах, университетах. А также в бизнесе для построения эффективной коммуникации и уменьшения стресса. Мы уже обсуждали, чем она полезна в выборе призвания и профессии.

articlePreviewImage
Айтишник, политолог или рок-звезда. Профориентация через шесть типов личности PCM
Выбираем профессию через модель процесса коммуникации по подсказкам коуча и психолога
  

Напомним, PCM — это один из инструментов, которые помогают повысить качество взаимодействия с окружающими. 

В чём школьнику помогает применение методики PCM:

  • понять себя и близких; 

  • добавить в общение позитив; 

  • снизить количество конфликтов;

  • минимизировать стресс.

Как развивается стресс согласно модели процесса коммуникации

По модели PCM у стресса три стадии. Они проявляются и у детей, и у взрослых:

  • Первая стадия — дверь в стресс. Это лёгкая форма без ярко выраженной отрицательной эмоциональной окраски. Мы даже можем её не замечать. Но чувствуем, как будто что-то не так. И хотим обратно в стабильное позитивное состояние. Вернуться в норму из этой стадии стресса действительно проще всего.

  • Вторая стадия стресса — атака. Обычно она заметна и нам, и окружающим. Сложно сдерживать эмоции, мы нападаем на оппонента или обвиняем его. Как вариант, занимаемся самоедством, проявляя аутоагрессию, — нападаем сами на себя.

  • Третья стадия стресса — темница стресса. В момент конфликта вернуться в состояние «я — окей, ты — окей» из этой стадии невозможно, должно пройти время. Иногда из неё выходят за несколько минут. А иногда не выходят за всю жизнь.

Как тип личности связан со стрессом

Представим, что ребёнка затягивает в воронку стресса второй стадии. Важно ему помочь и предотвратить попадание на следующую стадию — в темницу стресса. И в этом пригодится знание доминирующих черт ребёнка по модели PCM.

Модель процесса коммуникации выделяет шесть типов личности. В каждом человеке присутствуют все шесть, но в разной мере. Один или два типа школьник демонстрирует наиболее ярко. Зная доминирующий тип личности, проще помочь ребёнку в проблемных состояниях и ситуациях. 

Как помочь ребёнку в стрессе по методике PCM

Характерные параметры шести типов личности по PCM объясню на примере поведения ребёнка в стрессе. Подскажу, какие сигналы вызывают дискомфорт, чем помочь и как поддержать школьника.

Логик

Дети с базовым типом личности «Логик» организованны, ответственны, обычно они хорошо учатся, не доставляют родителям и учителям много забот. Делят людей на умных и глупых. Логикам важны оценки и признание их работы. 

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Логика?

  • Недостаточная похвала его компетенциям, умениям, достижениям (со стороны как родителей, так и педагогов).

  • Чрезмерно лёгкая школьная программа, которая вызывает скуку и не даёт возможности углублять знания.

  • Слишком сложная программа, которая пока не по силам ребёнку.

  • Излишне расслабленная атмосфера в школе.

  • Нападки со стороны одноклассников, которые с трудом выносят чрезмерную прилежность юного Логика.

  • Спонтанные и неорганизованные одноклассники.

В стрессе такой ребёнок может повышать голос, проявлять нетерпеливость, раздражаться на некомпетентность других. Опоздания или отступления от графика могут выводить его из себя. Логик может придираться к одноклассникам, обвиняя их в нарушении порядка.

Что делать родителям?

  • Задавать вопросы. Логики любят обсуждения. Уточняющие вопросы здесь как нельзя кстати.

  • Попросить письменно описать ситуацию. И продумывать следующий шаг исходя из этой информации.

  • Хвалить за усердие, результаты, качество работы.

  • Учить техникам расслабления. Даже с детьми можно заниматься дыхательной гимнастикой и йогой.

Упорный

Школьники с типом личности «Упорный» наблюдательны, преданны, сознательны и добросовестны. Они оценивают людей и события на предмет соответствия их ценностям и убеждениям. Таким детям несложно следовать правилам и придерживаться рутины. 

Упорные могут доводить проекты до конца. Выполняют обещания. Им нравится делать всё на отлично, особенно если речь идёт о спасении мира. С особым рвением участвуют в социальных проектах, школьных программах. В школе они не создают сложностей для педагогов и учебного процесса. 

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Упорного?

  • Разногласия с одноклассниками или педагогами на уровне ценностей.

  • Чрезмерная критика в его адрес.

  • Предательство близких.

  • Отсутствие значимых для него проектов в школе.

В стрессе Упорные бывают придирчивы и критичны. Им сложно принять другую точку зрения, они тяжело воспринимают обратную связь и не приемлют критики в свой адрес.

Что делать родителям?

  • Обсудить ситуацию, задавать вопросы. Но не уточняющие, как Логику, а открытые, с целью узнать мнение. Например: «Что, на твой взгляд, должны были сделать одноклассники? А что они сделали в реальности?»

  • Предложить интересный проект вне школы, например волонтёрство (если это подходит по возрасту).

  • Похвалить за умение делать работу «по-взрослому»: с самоотдачей и без напоминаний.

  • Предложить техники для принятия других точек зрения.

Душевный

Дети с доминирующим типом личности «Душевный» добры и отзывчивы. Они чувствуют эмоции окружающих. Когда у близких всё в порядке, у Душевного тоже отличное настроение. 

Чтобы день удался, Душевному необходимо быть в хороших отношениях с другими. Общение с друзьями, обсуждение новостей, своих и чьих-то проблем, обмен дружескими советами и словами поддержки — всё это даёт ресурс Душевному-школьнику.

Душевному важно понравиться окружающим. Если чувствует дисгармонию, это может ввести его в ступор. Он не может принять решение из-за страха кого-то обидеть. При этом он не может вербализовать свою обиду, сказав, что конкретно его расстроило. 

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Душевного?

  • Ухудшение отношений с друзьями, расставание с кем-то из них.

  • Изменение отношений с учителем.

  • Сердечная «драма».

  • Буллинг.

Ребёнок с типом личности «Душевный» эмоционален, склонен к слезам. Если его правильным образом не успокоить в стрессе, он может продолжить совершать глупые ошибки и чувствовать себя нелюбимым, неуспешным, одним словом, неудачником.

Что делать родителям?

  • Общаться языком заботы, в мягкой форме предлагая поддержку.

  • Говорить о том, как ребёнок важен и любим.

  • Готовить ему то, что он любит.

  • Предложить ванну с успокаивающими травами, ароматными добавками.

  • Подарить ему «талисман» — милую мягкую игрушку, которая будет «защищать» его от всех напастей.

  • Узнать контактный телефон детского психолога на случай необходимости.

Мечтатель

Школьники-Мечтатели задумчивы, спокойны, погружены в себя. Они могут проявлять застенчивость и другой, нестандартный взгляд на происходящее. При этом у них развита фантазия. Эти качества позволяют Мечтателям в одних ситуациях демонстрировать большой творческий потенциал, а в других — выполнять рутинную работу.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Мечтателя?

  • Непонимание со стороны учителей, которые, к примеру, могут пытаться «подружить» Мечтателя со всем классом.

  • Неприятие со стороны одноклассников.

  • Буллинг.

  • Отсутствие пространства для уединения.

  • Чрезмерное напряжение в школе.

  • Многозадачность и необходимость всё делать быстро.

В состоянии лёгкого стресса Мечтатель может «отключиться» от происходящего и перестать воспринимать информацию. Он уходит в себя и погружается в воображаемый мир, выстраивая невидимую стену между собой и окружающими. Если вовремя не отследить этот момент, Мечтатель может выйти из общения уже и на физическом уровне, прекратив контакт, — например, перестать ходить в школу.

Что делать родителям?

  • Создать условия для коммуникационного и физического уединения.

  • Выбрать подходящую школу с маленькими классами и вниманием каждому ученику.

  • Найти и предложить отдушину в виде творческого хобби.

  • В ненавязчивой манере помочь в планировании времени и деятельности.

  • Придерживаться деликатной формы общения с чётко сформулированными фразами: «Опиши, пожалуйста, что может помочь тебе завершить это задание вовремя».

  • Не торопить!

Бунтарь

Дети с доминирующим типом личности «Бунтарь» яркие, артистичные, творческие и непредсказуемые. Часто с отличным чувством юмора. Они не бывают нейтральны и воспринимают события и людей гипертрофированно: от «обожаю» до «ненавижу» без промежуточных реакций.

Встречаются Бунтари-интроверты. Они не отпускают так много шуток во внешний мир, но ожидание веселья в них всё равно присутствует. Бунтари не любят, когда им указывают, что и как делать, особенно если это касается соблюдения сроков, правил и дисциплины. Долгосрочные проекты им сложно реализовывать. Бунтарям важно, чтобы нескучно было уже сейчас.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Бунтаря?

  • Ригидная, жёсткая обстановка в школе.

  • Отсутствие возможностей для реализации его творческого потенциала.

  • Отсутствие весёлых единомышленников среди одноклассников.

В стрессе бывают токсичными. Перестают брать ответственность на себя, на любой вопрос отвечают: «Не знаю». Могут провоцировать, зло шутить. В глубоком стрессе могут дойти до травли других детей.

Что делать родителям?

  • Пошутить. 

  • Поиграть.

  • Подобрать школу, где у ребёнка больше свободы и при этом есть рамки.

  • Предложить на выбор творческое хобби, спортивную секцию или другую активность, позволяющую разрядиться и сбросить деструктивную энергию.

  • Принимать его таким, какой он есть.

  • Избегать нотаций и наездов.

  • Хвалить даже за маленькие достижения.

Деятель

Школьники-Деятели гибкие, находчивые, с развитой харизмой. Их отличает решительность. Деятели умеют рисковать. И нередко думают уже после того, как что-то сделали. Способны быть многозадачными. Деятели умеют убеждать, без труда заводят друзей и становятся лидерами в классе, с лёгкостью получают от других то, что им нужно.

Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Деятеля?

  • Отсутствие возможности ярко проявить себя в школе.

  • Нехватка соревнований и «масштабных» проектов.

  • Отсутствие поощрений и признаний в школе и от родителей.

В стрессе Деятелем руководит потребность выглядеть круто в глазах одноклассников/друзей и не потерять лицо ни при каких обстоятельствах. Когда что-то идёт не по его плану, Деятель может оставить группу друзей, поменяв её на более подходящую в моменте. Нередко Деятели манипулируют и ведут себя безразлично по отношению к другим. В глубоком стрессе обвиняют окружающих, подталкивают их к совершению ошибок, подтасовывают факты, в общем делают всё, чтобы остаться в стороне и избежать наказания.

Что делать родителям?

  • Вовлекать Деятеля в проекты, которые приведут его к успеху и добавят ему авторитет в глазах друзей и одноклассников.

  • Предлагать хобби и спортивные секции, где можно удовлетворить страсть к соревнованию.

  • Делать комплименты.

  • Поощрять за каждую победу.

  • Научить принимать поражение и не считать его концом света.

И ещё один универсальный способ. Важно создать такие условия, чтобы ребёнок ощущал в семье полное принятие и поддержку. Тогда он сможет отдохнуть дома от любых стрессов. И сам расскажет об эмоциональном дискомфорте, когда ситуацию ещё можно исправить. 

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru