Стресс в школе: как трансформировать в эмоциональный комфорт?
Совсем избежать проблем почти нереально. Это и не нужно. Решая их, ребёнок развивается. Но проблема проблеме рознь. Одно дело — получить тройку или не сдать вовремя домашнее задание. Другое — тихо ненавидеть школу и перестать хотеть учиться.
Чем помочь ребёнку в разных стрессовых ситуациях, подсказывает сертифицированный тренер PCM, психолог-консультант и коуч Анна Мусаханова.
Какая методика может помочь при стрессе
Помочь школьнику в стрессовых ситуациях может методика модели процесса коммуникации (Process Communication Model, PCM). Её используют во всём мире в образовательных проектах, школах, университетах. А также в бизнесе для построения эффективной коммуникации и уменьшения стресса. Мы уже обсуждали, чем она полезна в выборе призвания и профессии.
Напомним, PCM — это один из инструментов, которые помогают повысить качество взаимодействия с окружающими.
В чём школьнику помогает применение методики PCM:
-
понять себя и близких;
-
добавить в общение позитив;
-
снизить количество конфликтов;
-
минимизировать стресс.
Как развивается стресс согласно модели процесса коммуникации
По модели PCM у стресса три стадии. Они проявляются и у детей, и у взрослых:
-
Первая стадия — дверь в стресс. Это лёгкая форма без ярко выраженной отрицательной эмоциональной окраски. Мы даже можем её не замечать. Но чувствуем, как будто что-то не так. И хотим обратно в стабильное позитивное состояние. Вернуться в норму из этой стадии стресса действительно проще всего.
-
Вторая стадия стресса — атака. Обычно она заметна и нам, и окружающим. Сложно сдерживать эмоции, мы нападаем на оппонента или обвиняем его. Как вариант, занимаемся самоедством, проявляя аутоагрессию, — нападаем сами на себя.
-
Третья стадия стресса — темница стресса. В момент конфликта вернуться в состояние «я — окей, ты — окей» из этой стадии невозможно, должно пройти время. Иногда из неё выходят за несколько минут. А иногда не выходят за всю жизнь.
Как тип личности связан со стрессом
Представим, что ребёнка затягивает в воронку стресса второй стадии. Важно ему помочь и предотвратить попадание на следующую стадию — в темницу стресса. И в этом пригодится знание доминирующих черт ребёнка по модели PCM.
Модель процесса коммуникации выделяет шесть типов личности. В каждом человеке присутствуют все шесть, но в разной мере. Один или два типа школьник демонстрирует наиболее ярко. Зная доминирующий тип личности, проще помочь ребёнку в проблемных состояниях и ситуациях.
Как помочь ребёнку в стрессе по методике PCM
Характерные параметры шести типов личности по PCM объясню на примере поведения ребёнка в стрессе. Подскажу, какие сигналы вызывают дискомфорт, чем помочь и как поддержать школьника.
Логик
Дети с базовым типом личности «Логик» организованны, ответственны, обычно они хорошо учатся, не доставляют родителям и учителям много забот. Делят людей на умных и глупых. Логикам важны оценки и признание их работы.
Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Логика?
-
Недостаточная похвала его компетенциям, умениям, достижениям (со стороны как родителей, так и педагогов).
-
Чрезмерно лёгкая школьная программа, которая вызывает скуку и не даёт возможности углублять знания.
-
Слишком сложная программа, которая пока не по силам ребёнку.
-
Излишне расслабленная атмосфера в школе.
-
Нападки со стороны одноклассников, которые с трудом выносят чрезмерную прилежность юного Логика.
-
Спонтанные и неорганизованные одноклассники.
В стрессе такой ребёнок может повышать голос, проявлять нетерпеливость, раздражаться на некомпетентность других. Опоздания или отступления от графика могут выводить его из себя. Логик может придираться к одноклассникам, обвиняя их в нарушении порядка.
Что делать родителям?
-
Задавать вопросы. Логики любят обсуждения. Уточняющие вопросы здесь как нельзя кстати.
-
Попросить письменно описать ситуацию. И продумывать следующий шаг исходя из этой информации.
-
Хвалить за усердие, результаты, качество работы.
-
Учить техникам расслабления. Даже с детьми можно заниматься дыхательной гимнастикой и йогой.
Упорный
Школьники с типом личности «Упорный» наблюдательны, преданны, сознательны и добросовестны. Они оценивают людей и события на предмет соответствия их ценностям и убеждениям. Таким детям несложно следовать правилам и придерживаться рутины.
Упорные могут доводить проекты до конца. Выполняют обещания. Им нравится делать всё на отлично, особенно если речь идёт о спасении мира. С особым рвением участвуют в социальных проектах, школьных программах. В школе они не создают сложностей для педагогов и учебного процесса.
Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Упорного?
-
Разногласия с одноклассниками или педагогами на уровне ценностей.
-
Чрезмерная критика в его адрес.
-
Предательство близких.
-
Отсутствие значимых для него проектов в школе.
В стрессе Упорные бывают придирчивы и критичны. Им сложно принять другую точку зрения, они тяжело воспринимают обратную связь и не приемлют критики в свой адрес.
Что делать родителям?
-
Обсудить ситуацию, задавать вопросы. Но не уточняющие, как Логику, а открытые, с целью узнать мнение. Например: «Что, на твой взгляд, должны были сделать одноклассники? А что они сделали в реальности?»
-
Предложить интересный проект вне школы, например волонтёрство (если это подходит по возрасту).
-
Похвалить за умение делать работу «по-взрослому»: с самоотдачей и без напоминаний.
-
Предложить техники для принятия других точек зрения.
Душевный
Дети с доминирующим типом личности «Душевный» добры и отзывчивы. Они чувствуют эмоции окружающих. Когда у близких всё в порядке, у Душевного тоже отличное настроение.
Чтобы день удался, Душевному необходимо быть в хороших отношениях с другими. Общение с друзьями, обсуждение новостей, своих и чьих-то проблем, обмен дружескими советами и словами поддержки — всё это даёт ресурс Душевному-школьнику.
Душевному важно понравиться окружающим. Если чувствует дисгармонию, это может ввести его в ступор. Он не может принять решение из-за страха кого-то обидеть. При этом он не может вербализовать свою обиду, сказав, что конкретно его расстроило.
Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Душевного?
-
Ухудшение отношений с друзьями, расставание с кем-то из них.
-
Изменение отношений с учителем.
-
Сердечная «драма».
-
Буллинг.
Ребёнок с типом личности «Душевный» эмоционален, склонен к слезам. Если его правильным образом не успокоить в стрессе, он может продолжить совершать глупые ошибки и чувствовать себя нелюбимым, неуспешным, одним словом, неудачником.
Что делать родителям?
-
Общаться языком заботы, в мягкой форме предлагая поддержку.
-
Говорить о том, как ребёнок важен и любим.
-
Готовить ему то, что он любит.
-
Предложить ванну с успокаивающими травами, ароматными добавками.
-
Подарить ему «талисман» — милую мягкую игрушку, которая будет «защищать» его от всех напастей.
-
Узнать контактный телефон детского психолога на случай необходимости.
Мечтатель
Школьники-Мечтатели задумчивы, спокойны, погружены в себя. Они могут проявлять застенчивость и другой, нестандартный взгляд на происходящее. При этом у них развита фантазия. Эти качества позволяют Мечтателям в одних ситуациях демонстрировать большой творческий потенциал, а в других — выполнять рутинную работу.
Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Мечтателя?
-
Непонимание со стороны учителей, которые, к примеру, могут пытаться «подружить» Мечтателя со всем классом.
-
Неприятие со стороны одноклассников.
-
Буллинг.
-
Отсутствие пространства для уединения.
-
Чрезмерное напряжение в школе.
-
Многозадачность и необходимость всё делать быстро.
В состоянии лёгкого стресса Мечтатель может «отключиться» от происходящего и перестать воспринимать информацию. Он уходит в себя и погружается в воображаемый мир, выстраивая невидимую стену между собой и окружающими. Если вовремя не отследить этот момент, Мечтатель может выйти из общения уже и на физическом уровне, прекратив контакт, — например, перестать ходить в школу.
Что делать родителям?
-
Создать условия для коммуникационного и физического уединения.
-
Выбрать подходящую школу с маленькими классами и вниманием каждому ученику.
-
Найти и предложить отдушину в виде творческого хобби.
-
В ненавязчивой манере помочь в планировании времени и деятельности.
-
Придерживаться деликатной формы общения с чётко сформулированными фразами: «Опиши, пожалуйста, что может помочь тебе завершить это задание вовремя».
-
Не торопить!
Бунтарь
Дети с доминирующим типом личности «Бунтарь» яркие, артистичные, творческие и непредсказуемые. Часто с отличным чувством юмора. Они не бывают нейтральны и воспринимают события и людей гипертрофированно: от «обожаю» до «ненавижу» без промежуточных реакций.
Встречаются Бунтари-интроверты. Они не отпускают так много шуток во внешний мир, но ожидание веселья в них всё равно присутствует. Бунтари не любят, когда им указывают, что и как делать, особенно если это касается соблюдения сроков, правил и дисциплины. Долгосрочные проекты им сложно реализовывать. Бунтарям важно, чтобы нескучно было уже сейчас.
Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Бунтаря?
-
Ригидная, жёсткая обстановка в школе.
-
Отсутствие возможностей для реализации его творческого потенциала.
-
Отсутствие весёлых единомышленников среди одноклассников.
В стрессе бывают токсичными. Перестают брать ответственность на себя, на любой вопрос отвечают: «Не знаю». Могут провоцировать, зло шутить. В глубоком стрессе могут дойти до травли других детей.
Что делать родителям?
-
Пошутить.
-
Поиграть.
-
Подобрать школу, где у ребёнка больше свободы и при этом есть рамки.
-
Предложить на выбор творческое хобби, спортивную секцию или другую активность, позволяющую разрядиться и сбросить деструктивную энергию.
-
Принимать его таким, какой он есть.
-
Избегать нотаций и наездов.
-
Хвалить даже за маленькие достижения.
Деятель
Школьники-Деятели гибкие, находчивые, с развитой харизмой. Их отличает решительность. Деятели умеют рисковать. И нередко думают уже после того, как что-то сделали. Способны быть многозадачными. Деятели умеют убеждать, без труда заводят друзей и становятся лидерами в классе, с лёгкостью получают от других то, что им нужно.
Что может быть причиной эмоционального дискомфорта Деятеля?
-
Отсутствие возможности ярко проявить себя в школе.
-
Нехватка соревнований и «масштабных» проектов.
-
Отсутствие поощрений и признаний в школе и от родителей.
В стрессе Деятелем руководит потребность выглядеть круто в глазах одноклассников/друзей и не потерять лицо ни при каких обстоятельствах. Когда что-то идёт не по его плану, Деятель может оставить группу друзей, поменяв её на более подходящую в моменте. Нередко Деятели манипулируют и ведут себя безразлично по отношению к другим. В глубоком стрессе обвиняют окружающих, подталкивают их к совершению ошибок, подтасовывают факты, в общем делают всё, чтобы остаться в стороне и избежать наказания.
Что делать родителям?
-
Вовлекать Деятеля в проекты, которые приведут его к успеху и добавят ему авторитет в глазах друзей и одноклассников.
-
Предлагать хобби и спортивные секции, где можно удовлетворить страсть к соревнованию.
-
Делать комплименты.
-
Поощрять за каждую победу.
-
Научить принимать поражение и не считать его концом света.
И ещё один универсальный способ. Важно создать такие условия, чтобы ребёнок ощущал в семье полное принятие и поддержку. Тогда он сможет отдохнуть дома от любых стрессов. И сам расскажет об эмоциональном дискомфорте, когда ситуацию ещё можно исправить.