Навыки 4К для школьников: какие нужны и как их развивать

Модель навыков 4К сформулировали ещё в 1950-х, а в обновлённом виде её обсуждали в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в контексте ключевых элементов обучения в XXI веке. В частности, был сделан вывод о том, что упор в образовании стоит делать не только на твёрдые практические навыки (hard skills), но и на soft skills — мягкие навыки, которые используют как в работе, так и в других сферах жизни. Среди востребованных навыков отметили модель 4К, которую официально приняли многие страны, включая Финляндию и Сингапур.
Навыки 4К: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация.
В этой статье вы узнаете, зачем школьникам навыки 4К и как их развить.
Действительно ли школьникам нужны навыки 4К?
Навыки 4К необходимы ребёнку так же, как и взрослому. Важно начать развивать эти навыки в дошкольном возрасте и активно продолжать делать это в школе. Раннее развитие этих способностей играет важную роль в образовательном и социальном успехе ребёнка. Например, дети с хорошо развитым навыком коммуникации часто становятся лидерами в классе, не боятся отвечать у доски, у них много друзей. Такому ребёнку легче учиться. Развивая навыки 4К в школе, мы закладываем фундамент для успеха в будущем.
Екатерина Свиридова, педагог-инструктор детско-юношеского и семейного туризма:
«Навыки 4К — это не мимолётный тренд. Уже наступило осознание того, что нашим детям без этих навыков придётся непросто. Стать успешными в любой профессии в будущем детям помогут метапрофессиональные навыки — soft skills: креативность, коммуникация, кооперация и критическое мышление. Уже сейчас HR-специалисты отдают предпочтение соискателям, которые владеют этими компетенциями.
10 лет назад навыки 4К обсуждали те, кто следил за западными системами образования. А сейчас эти компетенции уже прочно введены в российскую концепцию образования и развития детей. Мы можем увидеть их в метапредметных результатах федеральных государственных образовательных стандартов (тех самых ФГОС). Правда, сформулированы они там другими словами. Но обнаружить соответствие просто».
Для чего школьникам креативность?
Креативность — это не просто склонность к творчеству. Это особый вид мышления, когда человек умеет генерировать идеи, оценивать и совершенствовать собственные или чужие замыслы. По сути, креативность — это возможность оригинально мыслить и благодаря этому принимать эффективные решения.
Сейчас креативность важна во всех сферах бизнеса: в изобретении продукта, производстве, маркетинге, рекламе, продаже. Креативный специалист востребован в большинстве сфер. Поэтому школьникам стоит постоянно развивать креативное мышление. Чем старше человек становится, тем сложнее это делать.
Алексей Резник, заместитель директора по образованию ФГБОУ «ВДЦ “Смена”»:
«Креативное мышление позволяет стать успешным в любой сфере. Многие выходцы из рабочих профессий становятся предпринимателями и создают прибыльный бизнес благодаря развитому креативному мышлению. Нестандартный подход позволяет делать открытия, совершенствовать уже известный на рынке товар, создавать что-то новое и технологичное».
Как развивать креативность
Самый простой способ развития креативности у ребёнка — это игры с альтернативным использованием предметов. Предлагаем ребёнку взять обычную вещь, например ложку, и придумать как можно больше нестандартных способов её использования. Это учит детей видеть не только основное предназначение предметов.
Для развития креативности можно использовать специальные упражнения по методике Юрия Гатанова. Её смысл в том, чтобы предоставить ребёнку свободу принимать любое решение.
Как развивать креативность по методике Юрия Гатанова:
-
первый этап — развитие воображения, анализа и синтеза с помощью рисования, лепки, конструкторов;
-
второй этап — развитие способности генерировать идеи, находить нестандартные решения проблем с помощью мозгового штурма, ассоциаций и других методик;
-
третий этап — развитие навыка находить нестандартные решения проблем с помощью интуитивного поиска решений, техник медитации и релаксации.
«Хороший способ улучшить креативность — поощрять самостоятельное творчество. Например, через участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах, курсах, кружках и клубах. Это может быть искусство, музыка, спорт, наука или любое другое направление, которое интересно ребёнку.
Важно, чтобы родители поддерживали и мотивировали своих детей в их творческих начинаниях. Это может быть похвала, участие в мероприятиях в качестве зрителя, обсуждение успехов. Замечательно, если родители обсуждают идеи и принимают участие в совместных проектах. Это укрепляет взаимоотношения.
Одновременно важно поддерживать самоорганизацию ребёнка. Рекомендую научить детей самостоятельно организовывать творческое время и управлять творческими проектами. Можно помогать им планировать и ставить цели, а также учить их эффективно использовать время».
Зачем школьникам критическое мышление?
Критическое мышление, умение оценивать достоверность сведений — один из самых востребованных в современном мире навыков. Сейчас информации слишком много, и очень важно относиться к ней критически, проверять её достоверность. Для детей критическое мышление — залог безопасности, способность вдумчиво относиться к тому, что они видят в интернете, проверять источники.
Анастасия Горелова, руководитель образовательных программ «Хаб Знаний МойОфис»:
«Навыки 4K необходимы школьникам не только для учёбы, но и для повседневной жизни. Важно, чтобы они отличали правдивую информацию от фейков. Для этого важно развивать критическое мышление: научить ребёнка оценивать источники информации и анализировать достоверность текстов».
Как развивать критическое мышление
Один из самых простых способов развития критического мышления — научить ребёнка дискуссиям. Можно проводить с детьми простые дискуссии на темы, доступные для их понимания, позволяя им выражать и аргументировать свою точку зрения. Это развивает умение защищать свои ценности и задавать правильные вопросы.
Для чего школьникам развивать кооперацию?
Сейчас многие компании, от представителей малого бизнеса до огромных корпораций, отказываются от организации работы в жёстких структурах в пользу проектной деятельности. Под каждую задачу создают коллективы. В новых задачах состав участников может меняться. В таких условиях важен навык кооперации — участие в совместных усилиях, работа в группе людей для достижения общей цели.
Екатерина Твердохлеб, нейрокоуч, преподаватель:
«Развитие кооперации — важная часть образования ребёнка. Мы взаимодействуем с людьми постоянно, начиная с утренних приветствий с родными и заканчивая совместными проектами в рамках образования. Школьники, у которых развит этот навык, легко работают в команде, выступая в разных ролях. Они свободнее проявляются, спокойно берут ответственность за часть совместной работы и помогают команде или группе сделать потрясающие проекты. Кроме того, кооперация тесно связана с развитием коммуникации: чем больше школьник взаимодействует с разными людьми, тем больший опыт в жизни приобретает».
В школах сейчас тоже активно внедряют проектную деятельность: предлагают ученикам скооперироваться и работать над общей задачей. И такой труд в команде по опыту более эффективен, чем индивидуальная работа.
Ангелина Шевченко, директор филиалов Школы навыков будущего и хобби-клуба:
«Навык кооперации помогает школьникам выстраивать и видеть общую схему проекта, его задачи. А самое главное — определять свою роль в команде и утвердиться в ней. Например, одному ребёнку удаётся отлично объединить всех, второй — лидер по рисованию, от третьего не спрячется ни одна ошибка, а четвёртый — лидер по мотивации.
Развитый навык кооперации помогает школьнику упростить жизнь. Например, в ситуациях, когда нужно обработать большой объём информации. Здесь легко можно применить кооперацию: объединиться в группу, правильно распределить роли, возможно, обменяться знаниями.
Прививать навык кооперации важно именно в школе. Работодатели отмечают, что молодым специалистам не хватает навыков soft skills, в том числе навыков кооперации. С такими сотрудниками нередко возникают сложности. А у школьника, который обладает навыком кооперации, будет понимание своей роли, своих сильных качеств. Во взрослой жизни ему будет легче реализоваться».
Как развивать навык кооперации
Самый простой способ развития кооперации — это командные спортивные игры. Футбол, баскетбол, волейбол требуют от детей работать вместе, чтобы добиться успеха. Это учит их взаимодействию, планированию стратегии и поддержке друг друга. Здесь пригодится и развитие коммуникации. Эти важные навыки позволят построить карьеру, больше зарабатывать, стать успешным.
Ангелина Шевченко, директор филиалов Школы навыков будущего и хобби-клуба:
«Развить навык кооперации можно с помощью общих проектов по блокам. Например, можно выбрать тематику месяца, например “Культура народов России”. Каждый класс выбирает для себя народность и изучает её особенности. Задача — представить командный проект к определённому сроку.
Процесс работы над проектом курируют классный руководитель и тьютор, которые направляют детей, как правильно это всё организовать. Мы помогаем ребятам определить роли: проговариваем с каждым ребёнком, что у него лучше всего получается. Обязательно обговариваем сроки и важность работы в команде. Потому что при работе в команде важно не только своё сделать, но и помочь другу. При этом необходимо успеть завершить свою работу вовремя, ведь часто сроки выполнения задачи одним членом команды зависят от выполнения задач другим участником. В следующем проекте предлагаем ребёнку попробовать себя уже в другой роли.
Если бы ребёнок сам подробно изучал каждую народность, ему бы не хватило месяца на подготовку. А применяя навык кооперации, мы распределяем обязанности. Каждый делает своё дело, изучает информацию, параллельно применяет навык критического мышления: какую информацию берёт в проект, какую нет. То есть делает основную качественную информационную выжимку по своему блоку темы. После этого ребята объединяются, презентуют свои работы в нестандартном формате, соответственно, информация легко и естественно запоминается у других».
Зачем школьникам развивать навыки коммуникации?
Коммуникация — это обмен информацией для достижения желаемой цели. У этого навыка есть несколько аспектов. Умение выражать мысли устно или письменно относится к речевой компетенции навыка. Прагматическая компетенция — умение правильно использовать систему коммуникации, а социальная — способность вести себя согласно принятым в социуме нормам. Эти аспекты помогают ребёнку быть более эффективным в коммуникации.
Кроме того, к коммуникации сейчас часто относят эмоциональный интеллект: способность понимать свои эмоции, управлять ими и, самое главное, — уметь считывать эмоции других людей.
Как развивать навык коммуникации
Хороший способ для развития коммуникации — сторителлинг. Необходимо учить детей рассказывать историю или пересказывать события своего дня. Для маленьких детей можно использовать метод «расскажи по картинкам». Предлагаем ребёнку несколько связанных по смыслу картинок и просим придумать логическую цепочку событий в формате рассказа. Чем старше ребёнок, тем больше картинок можно предложить. Дошкольнику достаточно четырёх. Детей постарше полезно научить грамотной структуре рассказа. Сторителлинг развивает умение структурировать свои мысли и представлять их в логичном порядке.
Екатерина Свиридова, педагог-инструктор детско-юношеского и семейного туризма:
«Навыки 4К можно развивать и в системе дополнительного образования, которая предлагает множество бесплатных видов занятий. В том числе в секциях детско-юношеского туризма.
Чтобы отправиться в поход, нужно его спланировать, распределить роли среди группы туристов и договориться, что стоит за этими ролями. Необходимо раздобыть необходимые для похода ресурсы, сверить цели, задачи и ожидания от грядущего мероприятия. И всё это предстоит делать в команде, прокачивая навык коммуникации. При этом успех похода зависит от каждого участника.
Насколько бы точно мы ни планировали походы, на маршруте всегда есть место неопределённости. Как минимум это связано с погодными условиями. Тут нам пригодятся не только навыки коммуникации и кооперации, но и креативный подход, чтобы быть гибкими и адаптивными, быстро принимать решения в условиях меняющихся обстоятельств».
Получается, навыки 4К — это уже не просто модный тренд, а необходимость. Без этих компетенций ребёнку будет сложно не только в школе, но и в будущем. Активизировать навыки 4К помогают подсказки из этой статьи и специальные курсы развития soft skills.
soft skills
