Назад
views 1 327
calendar 20 мая 2024

Критика обижает ребёнка. Что делать?

Критика обижает ребёнка. Что делать?
Фото: YAKOBCHUK VIACHESLAV, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Навигатор по реакциям ребёнка на критику

Дети не любят, когда их критикуют. Иногда реакция принимает болезненные формы: ребёнок плачет, замыкается в себе, кричит, бросается с обвинениями или кулаками на того, кто высказал негативное мнение. Всё это мешает создавать здоровые отношения с окружающими. 

В статье выясняем у психологов, почему ребёнок может слишком остро реагировать на критику, чем здоровый ответ отличается от токсичного и чем могут помочь родители. 

Что считать негативной реакцией на критику?

Негативная реакция на критику — это очевидно деструктивные действия: драка, крик, дерзкие ответы. Есть и другие примеры негативной реакции, которые обсудим подробнее. 

Перекладывание ответственности

Ребёнок как будто «убегает» от критики. Как вариант, он может говорить, что виноват не он, а обстоятельства. 

Мама: Ты опять получил по геометрии двойку!

Подросток: Я всё учил! Это просто учительница ко мне придирается и специально занизила оценку.

Контрнаступление

Бывает, что в ответ на критику ребёнок сам начинает нападать, провоцирует конфликт, даже если замечание было незначительным. В ход могут идти любые виды агрессии: от словесной до физической. 

Папа: У тебя снова двойка по геометрии!

Подросток: Ты ко мне вечно придираешься. Какое тебе дело до моих оценок? Сам на двойки в школе учился!

Молчание

Ребёнок «замирает» в ответ на критику: выслушивает её и не проявляет ответной реакции. Критикующий при этом недоумевает: «Он со мной согласен или это он меня так злит? А может, ему вообще наплевать?»

Тактика молчания деструктивна, поскольку эмоции в ответ на критику возникают, но выхода у них нет. Они копятся внутри, могут даже мутировать и потом выйти наружу в искажённом виде, да ещё и спровоцировать комплексы. 

Чем отличается здоровая реакция на критику?

При здоровом развитии событий в ответ на критику ребёнок, как и взрослый, вступает в диалог, выясняет детали или пресекает неконструктивные нападки.  

Признаки здоровой реакции на критику:

  • благодарность за внимание;

  • уравновешенная реакция без крика, агрессии и негатива;

  • перефразирование, прямота (например: «Зачем ты говоришь мне это?»);

  • принятие ответственности за собственные решения;

  • запрос подробностей: 

  • выражение собственного мнения;

  • обозначение границ;

  • юмор.

Чем больше маркеров совпало, тем более здоровая реакция на критику у ребёнка. 

Почему ребёнок обижается на критику?

Каждый случай уникален, и помощь родителей будет различаться в зависимости от причины обиды. 

Это манипуляция

Дети с малых лет понимают, как управлять родителями. Классический пример детской манипуляции — истерики. Стоит пару раз выполнить то, чего требует истерящий ребёнок, и подобное поведение может стать его основным способом добиваться своего. 

Негативная реакция на критику может быть таким же способом манипуляции. Например, родители заговорили об учёбе, а подросток разнервничался, ударился в слёзы, раскричался. Тогда взрослые, скорее всего, почувствуют вину, неловкость и сменят тему. На то и расчёт, чтобы неприятный разговор не состоялся. 

Как распознать?

Негативная реакция на критику проявляется только в ответ на слова одного человека или при обсуждении конкретной темы. 

Что делать? 

Мягко возвращать к теме разговора.  

Такой у ребёнка темперамент

Холерикам и меланхоликам сложно пережить негативную эмоцию. Соответственно, и критику такие дети воспринимают остро. 

Как распознать?

Ребёнок быстро утомляется, часто плачет, расстраивается, обижается, при этом творческий и эмпатичный. 

Что делать?

Учить управлять эмоциями.

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Слишком много стресса

Если у ребёнка что-то случилось, то критика просто может стать последней каплей, спусковым крючком. В состоянии стресса у ребёнка и так почва уходит из-под ног, а негативные высказывания окончательно её вышибают. 

Как распознать?

Негативные реакции на критику появились вдруг и сопровождаются другими симптомами: потерей аппетита, изоляцией, подавленным настроением.

Что делать?

Понять, когда началась проблема и что ей предшествовало. Вероятно, потребуется помощь невролога, психолога, психотерапевта, если состояние затянулось более чем на две недели. 

Критика обидная и несправедливая 

Ребёнок может обидеться даже не по сути критики, а из-за формулировок. Критика бывает конструктивной и неконструктивной. Конструктивная предполагает совет, оценку, обратную связь. Неконструктивная — это оскорбление с переходом на личности или с гиперобобщением.

Неконструктивная критика

Конструктивная критика

Вечно у тебя одни двойки!
Ничего удивительного. Ты же двоечник по натуре. 

Ты получил двойку за контрольную. Как так получилось? Может, стоит обратиться за помощью к репетитору?

Как распознать?

У ребёнка в целом низкая самооценка, и он не видит в себе хорошего, никак не отмечает свои достижения, расстраивается и винит себя за промахи.

Что делать?

Соблюдать здоровый баланс критики и похвалы, критиковать в конструктивном ключе. 

Джавада Титарова, детский психолог:

«Вырабатывается условный рефлекс: критика = нелюбовь. И этот рефлекс срабатывает так быстро, что мозг уже не анализирует каждую новую ситуацию, острота переживаний происходит на автомате. Такой ребёнок страдает от ощущения себя недостаточным, и каждое замечание как будто оголяет его изъяны, делая боль невыносимой, вынуждая защищаться. Это очень тяжёлое, часто неосознаваемое переживание».

Критика ребенка — как не навредить, объясняет психолог

Как родители могут повысить самопринятие ребёнка: 

  • Чаще проявлять сочувствие. Вместо «А голову ты не забыл?!» реагировать в ключе: «Мне так жаль, что ты забыл шапку. Сильно замёрз?» 

  • Уменьшить назидательность, реже использовать в общении нравоучения, непрошеные советы, негативную оценку вкусов и пристрастий ребёнка. 

  • Использовать «я-сообщения», не унижающие личность ребёнка.

Ольга Лебедева, психолог:

«Критика может очень ранить, если внутри себя ребёнок не чувствует себя хорошим. Тогда ему самому сложно с гордостью и уважением относиться к тому, что он делает. Это может быть результатом прямой или скрытой критики ребёнка со стороны родителей или учителей. Когда его мягко подталкивают к другому результату, стремятся улучшить то, что он делает, то этим транслируют, что то, что делает ребёнок самостоятельно, недостаточно хорошо». 

Критика ребенка  — как не ранить чувства, объясняет психолог

Нехватка конструктивной критики дома

Дети берут пример с родителей. Если родители в ответ на малейшее замечание начинают кричать, то не стоит ждать от ребёнка конструктивного диалога в ответ на критику.

Как распознать?

Полезно наблюдать за собой и за ребёнком: быть может, он копирует поведение родных.

Что делать?

Конструктивно реагировать на критику всем членам семьи, в том числе и родителям. 

Что делать, если ребёнок неадекватно реагирует на критику?

Кроме идей, как помочь при конкретных проблемах, психологи поделились с редакцией двумя универсальными принципами: соблюдать разумный баланс похвалы и конструктивной критики и провести беседу на тему правильной реакции на критику других людей. 

Соблюдать баланс похвалы и критики

Ключевое слово — баланс. Одинаково непродуктивно и слишком часто хвалить, и постоянно ругать ребёнка.

Как хвалить ребёнка, чтобы он спокойно относился к критике: 

  • За старания, а не только за тот или иной результат. Хвалим, даже если ребёнок приложил много сил, а результат неудовлетворительный. Например, получил тройку за контрольную работу, хотя долго готовился. Всё равно надо сказать ему, что вы заметили, как много сил и времени он потратил, какую самостоятельность и ответственность проявил.

  • За конкретные достижения. Отмечаем положительные моменты, при этом избегаем общих фраз, которые подойдут к любой ситуации, например: «Умничка», «Молодец», «Отличный результат!», «Ты лучше всех». Ребёнку ценнее похвала, которая содержит конкретные подробности, например: «Ты подобрал хорошие цвета для своего рисунка, как тебе это удалось?»

  • Регулярно. Всегда есть за что похвалить ребёнка, поэтому ежедневно нужно находить что-то, чем ребёнок может гордиться, и отмечать это в конце дня. 

Но недостаточно хвалить правильно. Если ребёнок привыкнет только к восторженной обратной связи, то ему будет тяжело воспринимать критику со стороны педагогов и приятелей. Поэтому важно дозированно критиковать с учётом психологических лайфхаков.

Как критиковать ребёнка, чтобы он не обижался

  • Только один на один. Прилюдная критика может ранить ребёнка. 

  • Только конструктивно. Отмечаем факты, конкретные промахи и неудачи, не сводим критику к абстракциям. Например, можно сказать: «Ты не выполнила мою просьбу и не помыла посуду».

  • Через «я-сообщения». Говорим о том, что чувствуем. Например: «Я расстроилась, что ты не помыла посуду, ведь я не смогла после работы отдохнуть — пришлось делать за тебя твою работу».

  • Называем эмоции ребёнка. Например: «Я вижу, что тебе неприятен разговор об оценках, но давай всё-таки выясним, почему по английскому выходит двойка и что можно сделать».

  • Предлагаем найти способы решить проблему. Желательно, чтобы решение шло от ребёнка. Например: «Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы исправить оценку за контрольную?» 

  • Без гиперобобщений. Стоит воздержаться от фраз в ключе «ты всегда…», «ты никогда…», «ты снова…». Такие высказывания не соответствуют реальности и занижают самооценку ребёнка. 

  • Без перехода на личности. Применяйте формулу «ребёнок хороший, но сделал неправильный поступок, ошибся». Не следует давать ребёнку общую оценку и вешать ярлыки вроде «хулиган», «врун», «двоечник». Лучше сказать так: «Ты сегодня меня обманул». 

Разговор проще провести в конструктивном ключе в спокойной обстановке, когда эмоции остыли и у родителя, и у ребёнка. Важно дать понять, что родитель не нападает на ребёнка, а хочет помочь.

Психологи советуют обсуждать не оценки, а знания и процесс учёбы. Ребёнку особенно обидно, если ругают за проступок, за который он уже наказан обществом, например, его отчитал учитель или одноклассники высказали негатив. В этом случае лучше поддержать ребёнка и обсудить ситуацию, если он не против, чем ругать за то, за что уже получено наказание. 

Важно! Ругать за двойки равносильно дублированию наказания, ведь двойка — одна из форм социального наказания.

Научить реагировать на неконструктивную критику 

Даже если родители правильно критикуют и хвалят ребёнка, найдутся люди, которые перейдут на личности, применят гиперобобщение или выскажутся обидно. Мы не можем ни контролировать этот процесс, ни полностью оградить ребёнка от этого. Зато мы можем подготовить его к таким ситуациям. 

Любава Кондукова, директор и основатель детского языкового центра:

«Ребёнка могут критиковать вне школы и дома: например, на занятиях в кружках. Рекомендую избегать таких занятий, где детей часто критикуют. А если всё же раскритиковали, важно выяснить, что за ситуация была. Если вы выяснили, что оценка несправедлива, то можно так и сказать: “К тебе это никак не относится”. Если критика справедливая, важно подчеркнуть, что “мы тебя любим, уважаем и принимаем любым. Неудача связана с тем, что ты не выполнил домашнее задание. Ты пропустил это занятие, и поэтому у тебя не получается это”. В диалоге важно подчеркнуть значимость ребёнка и факт любви к нему вне зависимости от мнения окружающих». 

Как научить ребенка реагировать на неконструктивную критику, объясняет психолог

4 факта о критике посторонних, которые важно обсудить с ребёнком: 

  • Критика бывает неконструктивной. Это то, что обижает и не даёт обратной связи, совета. Важно научить ребёнка вежливо отвечать на подобные замечания: «Я не согласен с вашим мнением», «Я считаю замечание несправедливым». Также можно в ответ говорить о чувствах: «Меня обижает оценка моей внешности». 

  • Критика бывает конструктивной. На неё не стоит обижаться, даже если высказывание слишком эмоционально. Рекомендуем научить ребёнка строить конструктивный диалог: переводить эмоции в факты и уточнять, правильно ли он понял суть критики. Например: «Вы недовольны моей контрольной работой. Какие конкретно ошибки я допустил? Правильно ли я понимаю, что мне нужно написать работу над ошибками?»

  • Оценка действий — не оценка личности. Важно донести до ребёнка: что бы ни говорили посторонние люди, они имеют право на мнение, но чужая точка зрения не может быть основой самооценки. 

  • Важно отстаивать своё мнение. Например, учитель может заявить, что животных, которых нарисовал ребёнок, не существует. Если ребёнок ставил цель нарисовать фантазийных животных, то нужно об этом сказать, а не молчать. Другое дело, если ставилась задача нарисовать корову, а ребёнок не понял задание. В этом случае стоит признать ошибку. 

Разговоры с ребёнком важно планировать с учётом возраста. Подросток поймёт мысль о конструктивной и неконструктивной критике, а вот ученик младших классов — не всегда. В сложных принципиальных вопросах, когда критики слишком много, есть смысл обратиться за помощью к медиаторам и психологам. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru