5 мифов о школьном образовании, в которые пора перестать верить
Ещё несколько лет назад под школьным образованием подразумевалось классическое очное обучение с чёткой системой оценивания, дисциплиной и стандартным набором инструментов. Сегодня времена изменились — стал иным и подход к образованию. О том, в какие мифы о школе пора перестать верить, рассказывает редакция ИнтернетУрока.
Оценки — главный показатель успеха
Практика показывает, что все мифы из серии «будешь учиться на одни “пятёрки” — непременно добьёшься успеха» медленно, но верно себя изживают, однако и сейчас некоторые родители болезненно относятся к оценкам, не оправдывающим их ожиданий, и борются с учителями за «пятёрки», чтобы непременно закрепить за ребёнком статус отличника. Да, система оценивания была придумана не просто так — благодаря ей можно отслеживать успеваемость ученика в целом, следить за динамикой и получать обратную связь от учителей. Но при этом нельзя забывать о том, что оценки — не единственный показатель успеха, к тому же порой субъективный.
Поэтому важно не просто смотреть на то, какие оценки получает ребёнок, но и обсуждать с ним учебные вопросы, уделять время подготовке к урокам, поддерживать связь с педагогическим составом, а также следить за общей тенденцией — единичная плохая оценка не равно отставанию от программы, а вот систематическое ухудшение показателей может сигнализировать о наличии проблемы.
Школа готовит ребёнка ко взрослой жизни
Многие из нас слышали (и даже произносили вслух) такие фразы, как «школа — второй дом», «школа дарит жизненный опыт и готовит ко взрослой жизни». Отчасти это правда, но главное слово здесь — отчасти. Да, в школе ребёнок получает определённый опыт, сталкиваясь с разными жизненными ситуациями, коммуницируя с окружающими, вращаясь в новой социальной среде. Но в основном в школе ученик получает теоретическую базу, которую не всегда имеет возможность применить в реальном мире за пределами учебного учреждения.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что основной пласт ценностей и установок ребёнок получает в семье, а затем уже закрепляет их в социальной среде. Поэтому не стоит перекладывать обязанности по подготовке ученика ко взрослой жизни на школу и надеяться, что всё решится само собой — в первую очередь это зона ответственности родителей.
Существует универсальный подход для всех
Мы не блеснём оригинальностью, сказав, что все дети разные. Но увы, эта истина часто упускается из виду, а миф о том, что существует некий универсальный подход к школьному обучению, продолжает жить.
В реальности очень многое зависит от индивидуальных особенностей: одни дети полны соревновательного духа, и их мотивирует учёба в «сильном» коллективе с высоким уровнем конкуренции, другие, напротив, нуждаются в спокойной обстановке для комфортной учёбы. Есть ученики, которым нужна дисциплина, чтобы организовать учебный процесс, а есть те, кто не приемлет жёстких рамок и нуждается в свободном полёте. Наконец, не стоит забывать и о таких аспектах вопроса, как интроверсия/экстраверсия, а также склонность к тому или иному направлению обучения.
Именно поэтому важно учитывать индивидуальные особенности, а также пожелания ребёнка при выборе учебного заведения и формата обучения.
Полноценное школьное образование может быть только очным
Времена, когда единственным возможным вариантом получения школьного образование было очное обучение, прошли — сегодня у учеников и их родителей есть масса возможностей выбора.
Так, школьники могут учиться как в классических общеобразовательных учреждениях, ежедневно посещая занятия в классе, так и делать выбор в пользу семейного образования, в рамках которого занятия проходят вне стен классической школы: дома с родителями или привлекаемыми со стороны репетиторами в роли учителей, в семейных (в том числе онлайн) школах и так далее. И если с первым вариантом все мы так или иначе знакомы, то второй может вызывать вопросы — чтобы на них ответить и развеять мифы, мы поделились всеми нюансами и подробностями в этом материале: «ССемейное образование: переход и организация».
Сторонняя помощь нужна только отстающим
Ещё одно популярное заблуждение: в сторонней помощи нуждаются только отстающие от школьной программы ученики. На самом деле участие репетитора, психолога или наставника может быть необходимо в целом ряде случаев, никак не связанных с пробелами в знаниях. Это и необходимость дополнительной подготовки к важным контрольным работам, тестам, экзаменам, и желание освоить знания, не представленные в программе, и психологические переживания, связанные с процессом взросления / переходом в другое учебное заведение или конфликтами.
Кроме того, бывает и так, что ученик не усвоил часть школьной программы по причине болезни, например, а у учителя нет ресурсов уделить ему персональное внимание и дополнительное время. В такой ситуации сторонняя помощь будет особенно актуальной, поскольку в ином случае проблема может превратиться в снежный ком.
Стоит сказать, что школьное образование действительно является фундаментом, основой и одной из важнейших ступеней развития ребёнка, от которой зависит многое в его будущем. И именно поэтому к этому вопросу стоит подходить рационально, взвешенно и главное — без устаревших предубеждений.