Назад
views 113
calendar 22 октября 2024

Тайм-менеджмент: приёмы для школьников

Тайм-менеджмент: приёмы для школьников
Фото: Inside Creative House, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Лайфхаки для управления временем в разном возрасте

Как реже опаздывать, почти ничего не забывать и успевать больше: не только в школе, но и в свободное время? Об этом рассказываем в статье. Приёмы из неё пригодятся и школьникам, и их родителям. 

Простыми словами о тайм-менеджменте

Тайм-менеджмент — это навык управления временем, который позволяет больше успевать и реже опаздывать. Школьникам он нужен не меньше, чем взрослым. В средних и старших классах ребёнок иногда тратит на учёбу и домашние задания до 12 часов. А ещё многие посещают кружки и репетитора. К тому же хочется и нужно гулять, встречаться с друзьями и отдыхать. Не сойти с ума в таком расписании и помогает грамотная организация времени. 

Зачем школьнику тайм-менеджмент:

Антон Горностаев, главный специалист АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»:

«Мы воспитываем дочь. Она учится в 2-м классе во вторую смену. Когда возвращается домой, то даём ей около часа на отдых и сразу это обговариваем. Затем смотрим, какие уроки задавали. Стараемся распределить задания на вечер и утро, чтобы она успевала выспаться и собраться в школу. 

Договариваемся с дочкой, сколько времени она будет играть перед уроками или смотреть мультик перед сном. Напоминаем, сколько времени у неё осталось до задания, или уточняем, смотрит ли она на часы. Для выполнения школьных заданий на планшет дочери установили электронный дневник, чтобы она сама следила за расписанием уроков и заданиями, которые необходимо выполнить. 

Кроме того, у нас есть “вечный календарь” в виде кубиков, и дочери нравится ежедневно менять на нём дату. Такая форма помогает ей ориентироваться в числах месяца и рассчитывать нужную дату через определённое количество дней. Для планирования дел на холодильнике у нас висит маленькая магнитная доска в виде хомяка, на которой маркером пишем задания или важные даты. Перед сном дочь сама ставит себе будильник с помощью колонки Алисы. Мы приучили её ставить сразу несколько будильников с интервалом в 5 минут, чтобы она не проспала».

Проверенные лайфхаки тайм-менеджмента дня от отца школьницы

Принципы планирования для школьников

Успевать выполнять дела проще, если их планировать. Когда с утра наглядно видно, чем будет занят день, легче распределять нагрузку. План — как клубок Ариадны, по ниточке которого удобно выбираться из лабиринта бесконечных задач к спланированным развлечениям. 

Записываем все дела на день

Полезно научить ребёнка записывать все дела на день на бумаге, в электронной таблице или приложении. Превосходная память не причина этого не делать. Сам факт записи структурирует планы. К тому же записанное можно не держать в голове. Так проще «освободить место» для более важных вещей. 

Пример, как записывать планы на день, учим ребенка тайм-менеджменту

Фото: так записывает свои дела сын автора статьи

Планируем контекстные дела

Некоторые задачи сложно спланировать на конкретную дату. Для их выполнения нужно дождаться благоприятных обстоятельств. Такие дела называют контекстными. Например: «Когда встречу учителя физкультуры, надо будет спросить у него про тип крепления лыжных ботинок». Необязательно специально идти и искать учителя, чтобы раздобыть информацию. Можно обсудить вопрос при встрече. Главное — не забыть. Вот только такие мелочи нередко забываются. Вы видите учителя, на краю сознания мелькает мысль, что нужно с ним о чём-то поговорить, но о чём — вспомнить не можете. 

Автор книги «Тайм-менеджмент для детей» Марианна Лукашенко предлагает такую технологию запоминания контекстных дел:

  1. Определить разные контексты и завести под каждый отдельные страницы в ежедневнике. 

  2. Записывать в нужном разделе всё, что касается контекста. 

  3. Заглядывать в записи, оказавшись в нужном месте или с нужным человеком. И проверять, не забыли ли что-то. 

Этот способ не всегда будет удобен, поскольку контексты бывают временные. Например, нужно отнести справку в школьный медицинский кабинет. Заводить специальную страницу под это нерационально, поэтому ищем другой способ. Удобнее всего оставлять напоминание на видном месте: приклеить стикер на дневник или пенал, положить справку на парту. Если нужно отправить в онлайн-школу важный электронный документ, стоит сохранить файл на рабочем столе компьютера. 

А ещё есть существенно растянутые во времени контексты. Допустим, до конца четверти нужно подготовить реферат. Можно завести папку в компьютере и складывать туда всё, что связано с тематикой проекта: картинки, тексты, файл с гиперссылками на полезные материалы. Когда дело дойдёт до реферата, написать его поможет солидная база данных. 

Этот способ полезен не только для учёбы, но и для отдыха: чтобы запомнить даты концертов, названия фильмов и сериалов, книг, интересных сайтов. Достаточно завести файл или заметку и пополнять её всем, что привлекло внимание. 

Применяем метод Архангельского

Бывает, дел так много, что их сложно распределить в течение дня. Тогда пригодится метод кандидата экономических наук и эксперта по личной и бизнес-эффективности Глеба Архангельского. 

Берём лист бумаги и делим страницу на два столбца. В левом проставляем время. Туда записываем «жёсткие» дела, которые привязаны ко времени. Например, в школе нужно быть к 8:00, у репетитора — к 16:00. Такие дела записываем рядом с обязательным для них временем. 

В правом столбце время указывать не нужно — туда записываем «гибкие» дела, которые можно делать в любое время. Среди них могут быть планы помыть посуду, погулять с собакой, посмотреть новую серию сериала. Их удобнее записывать в порядке приоритетности: сначала более важные, потом второстепенные. Дальше вписываем «гибкие» дела между «жёсткими» — распределяем их по свободному времени. 

Продвинутый тайм-менеджмент для школьников, метод Архангельского

На фото: пример планирования дня школьника по методу Архангельского

Важно учесть время на еду, дорогу и прочие задержки. Например, в 13:00 ребёнок приходит из школы. Стоит оставить 10 минут на отдых и 20 минут на обед. С 13:30 можно уже вносить «гибкие» задачи, например: полить цветы, покормить кота, сделать уроки. В 16:00 репетитор. До него идти 20 минут. Сборы нужно начать в 15:30. Значит, к этому времени нужно всё сделать.

Можно записывать дела не сразу в ежедневник, а на небольших стикерах разного цвета: на красных — важные, на жёлтых — средние, на зелёных — неважные. Стикеры удобны тем, что их можно менять местами или переносить в левый столбец, когда присвоили делу временной промежуток. Если все запланированные дела не помещаются, нужно думать, что делегировать, что перенести на другой день. 

Избавляемся от хронофагов

Нередко бывает так, что план на день выглядит выполнимым, но по факту школьник с ним не справляется. Виной тому могут быть хронофаги — «пожиратели времени». Важно от них избавиться. Общая рекомендация — тренировать силу воли и дисциплину. Но следовать этой рекомендации сложно. А в нашей схеме предлагаем более выполнимые и простые решения для самых популярных поглотителей времени школьника. 

Как победить хронофагов 

Вид 

Пример 

Способы победить 

Контролируемые

Скроллинг соцсетей, просмотр роликов 

Поставить лимиты в смартфоне для соцсетей, на которые уходит слишком много времени

Неконтролируемые 

Пробки на дорогах, опоздания репетитора, друзей

Совсем избежать форс-мажора нельзя, но можно заготовить на такие случаи список полезных дел: почистить фотоальбом, выучить стихотворение, повторить сложную тему

Одушевлённые 

Сплетни, разговоры с надоедливыми одноклассниками, многочасовые разговоры по телефону с родственниками, общение с гостями, которые не хотят уходить 

Выстраиваем границы. В начале разговора предупреждаем, что спешим и на разговор есть не больше 10 минут. В присутствии человека ставим таймер на это время. Когда таймер звонит, прощаемся и спешим продолжать дела по плану. 

Гостей можно звать до фиксированного времени, например: приходи играть в доту с 19:00 до 21:00. А дальше — та же схема с таймером.

Неодушевлённые 

Компьютерные игры, реалити-шоу, сериалы

Ставим после таких занятий в план встречу или созвон с другом, чтобы не было повода залипать дольше, чем разрешили себе 

Личные 

Лень, прокрастинация, отсутствие мотивации

Решения подсказали в статье: Прокрастинация: обычная лень или опасный симптом? 

Плохое настроение

Пробуем обуздать эмоции по лайфхакам психологов 

Стресс

Трансформируем стресс в состояние комфорта 

Нежелание ходить в школу 

Меняем условия, школу или формат обучения 

 

Лайфхаки, как контролировать выполнение задач

Составить список дел — половина задачи. Нужно ещё проконтролировать, чтобы все они были сделаны. Иначе ежедневник будет формальным предметом. 

Отмечаем выполненное маркерами

Выполненной задаче присваиваем статус галочками, точками, рисунками и другими маркерами. Есть даже специальные наклейки, которыми можно размечать ежедневник. Когда количество строчек с делами уменьшается, чувствуется прилив сил и мотивации доделать всё до конца.

Как выполнять свои планы на день, лайфхак из тайм-менеджмента

На фото: стикеры, которыми сын автора статьи отмечает выполненные дела в ежедневнике

Вознаграждаем себя за каждое выполненное дело

Это может быть вкусная конфетка, короткий приятный отдых, связанный с хобби, общение с друзьями. Вознаграждения тоже можно вносить в ежедневник и маркировать: стикерами, цветными маркерами, звёздами. 

Применяем визуальные приёмы

Можно придумать собственные игровые технологии, в том числе визуальные. Например, скормить собаке косточку. С одной стороны листа изображена собака, с другой — косточка, между ними — квадратики с перечислением дел. Сделали одно дело — закрасили квадратик. Собака становится на шаг ближе к цели. Для детей постарше можно сделать карточки типа бинго, где нужно зачёркивать выполненные дела. Всё зачеркнул — можно кричать «Бинго!».

Необычный инструмент тайм-менеджмента для школьника

Варианты планировщиков

Способов планирования много. Выбор зависит от личных предпочтений: кому-то нравится писать от руки, другим подавай только гаджет. Принцип один и тот же, но у каждого планировщика свои преимущества и недостатки. 

Аналоговые носители информации

Это записные книжки, ежедневники, школьные дневники, тетради, настольные календари-планеры. Сюда же относятся магнитные или пробковые доски с записками, стикеры на холодильник. Они удобны тем, что всегда перед глазами, в них можно рисовать, клеить стикеры, вкладывать нужные записки и документы. Однако не всегда ежедневник удобно брать с собой.

Тайм-менеджмент для школьников, пример инструмента 

На фото: ежедневник автора статьи

Приложения

Записывать дела можно в календарь смартфона. Или в заметки. Или в специальные программы планирования. Они удобны тем, что всегда под рукой и не занимают много места, в отличие от ежедневника. Однако если гаджет разрядится, то не будет и доступа к планам. 

Компьютерные программы и электронные таблицы

Для компьютера тоже есть много календарей-планеров. Самый простой инструмент — Гугл-таблица. Она удобна своей гибкостью. Вы можете задать какие угодно столбцы и строки под свои потребности, выделить отдельные страницы под контекстное планирование. Страницу из таблиц можно распечатать, делиться ею с семьёй или даже вести совместно. Например, мама может писать свои поручения в таблице сына, выделяя их цветом. По сути, эти же таблицы доступны и со смартфона. 

Советы по семейному планированию

Школьнику проще заняться тайм-менеджментом, если приёмами пользуется вся семья. Это хороший пример для ребёнка, а ещё удобная система планирования совместных занятий. 

Семейное планирование нужно проводить в наглядном виде, который удобен для каждого. Это может быть пробковая доска на видном месте, куда крепятся стикеры, либо совместная Гугл-таблица. Во втором варианте можно закрепить строки за членами семьи, а столбцы за днями недели. Можно предложить каждому стикеры своего цвета, а ещё один цвет выделить для совместных дел. Каждый заполняет свою ячейку стикерами, где будут «жёсткие» и «гибкие» дела. Стикер со своим цветом можно повесить в чужую ячейку, если просите помочь. 

Такой метод семейного планирования удобен, поскольку каждый может видеть: когда свободны мама, папа и ребёнок, какие поручения дала мама, кто во сколько возвращается домой. Это же устраняет мелкие конфликты, связанные с семейными делами. Если мама решила в субботу отвезти семью на дачу, но видит, что старший сын приглашён на день рождения, то сможет скорректировать планы. 

Помощь родителей в планировании

Без родителей дети не научатся планированию или процесс будет идти долго и мучительно. Но важно не превратиться в секретаря и надсмотрщика. Планировать и контролировать себя важно самому школьнику. 

Как родители могут помочь детям:

  • Научить пользоваться ежедневником, приложением.

  • Показать собственным примером, как планировать день.

  • Выделить всей семье время на работу с планом на следующий день.

  • Мотивировать. Это может быть внешняя мотивация в виде приятных активностей или вкусняшек. Или внутренняя мотивация, когда родные создают ситуации успеха, хвалят ребёнка, указывают на его сильные стороны. 

  • Направлять. Привычки вырабатываются долго. Пока их нет, родителям стоит обеспечивать контроль.

  • Постепенно снимать контроль. Если родитель будет постоянно напоминать обо всём, то у ребёнка не будет мотивации заглядывать в ежедневник — всё равно придёт мама и предупредит. Снимая контроль, мы позволяем ребёнку почувствовать на себе плюсы хорошей и минусы плохой организации. Отругали в школе за опоздание — сделай выводы. Всё спланировал, и остался целый час на компьютерные игры — большой молодец. 

  • Учитывать возраст ребёнка. Тайм-менеджмент у подростка не такой, как у первоклассника. За временем учеников начальных классов часто следят взрослые. Но в этом возрасте детям нужно показывать пользу планирования и неудобство опозданий. Ребёнку можно доверить контроль над выполнением задач в игровой форме. Планирование у подростка сложнее, требуется меньше контроля, но больше мотивации. 

Профориентолог и педагог Мила Филиппов, профориентолог:  предлагает систему обучения тайм-менеджменту для детей разных возрастов:

«Обучение тайм-менеджменту важно адаптировать в зависимости от возраста и уровня развития детей. Важно понимать, что навыки управления временем закладываются постепенно и требуют поддержки родителей и педагогов, их личного примера на своём опыте. С помощью правильных методов и инструментов тайм-менеджмент может стать неотъемлемой частью жизни ребёнка, что подготовит его к будущим вызовам».

Приемы тайм-менеджмента для детей разного возраста

Мила Филиппова поделилась с подписчиками Журнала «ИнтернетУрок» подсказками по тайм-менеджменту для детей разных возрастов.

6–10 лет

В начальной школе ведущий вид деятельности — игра, поэтому и планирование стоит сделать максимально вовлекающим. Стоит предложить визуально привлекательные инструменты:

  • игры;

  • визуальные элементы (графики, таблицы, календари);

  • таймеры.

11–14 лет

В средней школе у подростков начинается повышенный интерес к учёбе и социальной активности. Их координация мышления и осознание времени становятся более развитыми. Родители могут:

  • помогать планировать задачи на неделю;

  • показывать, как распределять приоритеты;

  • учить личным примером.

15–18 лет

В старшей школе у подростков активно развиваются критическое мышление и саморефлексия. Им нужно готовиться к независимой жизни, экзаменам, поступлению в вузы. Родители могут:

  • помогать разрабатывать стратегии планирования, вводить разные инструменты для планирования;

  • помогать сформировать реалистичные ожидания, цели и подцели;

  • хвалить за успехи. 

Эти приёмы по управлению временем выглядят убедительно и просто. И для большинства людей они работают. Но не всегда всё в жизни идёт по плану. 

Особенно сложно бывает в начальной школе, когда человеку нужно научиться планировать учебное и свободное время и мотивировать себя заниматься. В этом случае ежедневники могут быть бесполезны: в планах у ребёнка может быть домашка, а по факту он запросто залипнет в шортсы. 

Поэтому ещё до ежедневников полезнее обратиться к педагогам, которые научат ребёнка учиться. Не выполнят домашку за него, а помогут разобраться в учебном процессе, подскажут и покажут, как самостоятельно планировать время и выполнять задания.

Научим управлять временем!
Помогаем школьникам с домашкой, учим планировать учебное и рабочее время
Помощь с домашними заданиями

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru