Проблемы современного образования — что не так со школами
Вглядываемся в проблемы современного образования для школьников и предлагаем идеи, как их исправить.
Современное образование в России
Дошкольники, школьники, студенты сузов и вузов, аспиранты — в общем и профессиональном образовании Институт статистических исследований и экономики знаний «Высшей школы экономики» насчитал свыше 32 млн учеников и студентов. Это на 5 млн человек больше, чем живет на целом материке Австралия, и сопоставимо с количеством жителей Перу или Ганы. И главное — это 22 % населения РФ на 2024 год.
Иллюстрация из исследования «Индикаторы образования: статистический сборник» ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
И это ещё не все ступени образования в РФ. Ещё есть профессиональное обучение и дополнительное образование.
Образование — это в том числе и один из 14 разделов бюджетных расходов РФ (п. 3 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации от № 145-ФЗ). То есть государство стабильно выделяет бюджетные деньги на обучение своих граждан.
Доля расходов на образование в бюджете РФ на 2024 год составляет 8,5 %. Это больше, чем 4,8 % в Монако или 7 % в Доминике. Но всё же меньше, чем 25 % в Намибии или 22 % в Сенегале.
В реальных суммах ситуация другая. Например, в процентном отношении расходов на образование к бюджету страны со своими 8,5 % мы отстаём от Туркменистана с его 28 %. Но затраты в РФ значительно существеннее — 1,5 трлн рублей в год у нас и 0,756 трлн рублей в Туркменистане.
Бюджетные деньги на образование получают в том числе и государственные детские сады, школы, сузы и вузы; ими оплачивают работу педагогов, учёбу студентов на бюджетных местах, выплачиваются стипендии и не только.
И всё же в системе образования в РФ есть пробелы. Структуру российского образования мы подробно разобрали в отдельной статье. А в этой обсуждает минусы на обязательных уровнях его первой ступени.
Минусы современного образования
Проблемы российского образования волнуют общество давно. А с введением экзаменов по образу европейской системы общество раскололось на два лагеря. Сторонники новой упрощённой системы считают, что она минимизирует человеческий фактор. На ОГЭ И ЕГЭ педагог больше не может «завалить» сложными вопросами неугодного выпускника, как это случалось на устных экзаменах.
Но есть и противники нововведения. Например, общественно-политическое движение «Родители Москвы» поддерживает возврат к советской системе образования. Другие организации, родители и педагоги тоже нередко выступают против ОГЭ и ЕГЭ.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Озвучу популярное мнение родителей и психологов: главный недостаток современного образования — в системе ЕГЭ. Учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, а также академик Российской академии образования Татьяна Черниговская говорит о том, что Пушкин и другие гении завалили бы ЕГЭ, если их бы заставили сдавать экзамены. И задаёт вопросы: “Мы хотим отличников или мы хотим открытия? Мы хотим прорывы в цивилизации или мы хотим армию дурачков, которые выучили бином Ньютона?” Я с этим согласна.
ЕГЭ — это не всегда оценка знаний. Некоторые дети ставят галочки в ответах на авось. Такая система не даёт ребёнку развиваться, думать, прокачивать мышление, высказывать и отстаивать своё мнение. Как психолог я много работаю в том числе с подростками. Уже 10 лет замечаю, что у нового поколения развито клиповое мышление: они не могут полноценно рассказать о событии или просмотренном фильме. Отвечают двумя-тремя фразами и на этом замолкают. Даже с наводящими вопросами не улавливают сути, не в состоянии отделить главные моменты от второстепенных. Считаю, это в том числе результат системы ЕГЭ».
Однако не всё так критично. И в ОГЭ, и в ЕГЭ есть задания, где требуется развёрнутый ответ. И эти задания стоят больше баллов, чем выбор ответа из вариантов. То есть говорить, что экзамены превратились в викторины, квизы или конкурс интуиции, было бы несправедливо.
Есть и другие, менее двусмысленные особенности, которые можно отнести к недостаткам школьного образования.
Усреднённный подход
Стандартные учебные планы в государственных школах не учитывают индивидуальные потребности и темпы обучения каждого школьника. А школы, в которых предусмотрена такая опция, платные.
Несмотря на высокую стоимость обучения в частных школах, их значительное преимущество — в меньшем количестве учеников в классах, по сравнению с государственной школой. И большем времени, которое педагог тратит на каждого ученика, но это всё равно не индивидуальный подход.
Персональный подход как будто бы реальнее организовать в онлайн-школе. Но и эти школы сильно различаются. Некоторые повторяют привычные усреднённые методы обучения государственных и частных школ, с поправкой на виртуальный формат. Но есть и достойные исключения. Например, в онлайн-школе «ИнтернетУрок» ученики сами выбирают себе нагрузку, могут менять порядок уроков и логику изучения — в том числе используют полное погружение в предмет, то есть сначала полностью проходят один предмет, затем другой.
Непригодные для будущего ценности
Российская система образование пока ещё консервативна. Ребёнка оценивают по принципу соответствия стандартам: требуют делать то, что сказали, и только так, как сказали. Чего стоят баталии за цвет ручки на ГИА. Креативность в государственных школах не приветствуется.
Однако после окончания школы, суза и вуза требования к человеку резко меняются. 59 % работодателей оценивают навыки 4К, если верить исследованию Зарплата.ру.
Раздражающее учителей государственных школ критическое мышление добавляет около 20 тысяч рублей к зарплате. Без него сложно устроиться инженером, аналитиком или программистом. А креативным сотрудникам платят примерно на 10 тысяч рублей больше, чем тем, кто лишён этого качества. Без способности мыслить нестандартно сложно устроиться в сферы маркетинга, рекламы, медиа и дизайна. Такие выводы исследования опубликовал портал Superjob.
Как развить у ребёнка навыки 4К
-
раскрыть творческий потенциал в предметных областях с помощью заинтересованных в успехах школьника репетиторов;
-
записать на курсы эмоционального интеллекта, который включает в себя востребованные на рынке труда навыки 4К;
-
попробовать дополнительные творческие и спортивные занятия.
Негативное влияние на психическое здоровье
Стресс от учёбы, давление со стороны учителей, буллинг одноклассников и педагогов могут нанести ребёнку психологические травмы. Такие проблемы чаще возникают в государственных образовательных учреждениях. Школьные психологи помогают, но не во всех ситуациях.
С другой стороны, смысл обучения состоит в том числе и в подготовке ко взрослой жизни. Школьники учатся управлять стрессом и эмоциями. Если до окончания вуза жить в тепличных условиях, то взрослые проблемы нанесут ещё больше травм.
Конфликты с учителями и травлю в школе могут пресечь родители. Но это потребует времени и душевных сил. Не исключено, что и детям, и взрослым понадобится консультация психология. Избежать травм школьникам помогает работа с профессиональным психологом. Парадокс в том, что такая работа может стоить столько же, сколько обучение в приличной частной или онлайн-школе. А в трудных ситуациях лечение может обойтись и дороже.
Минусы форматов обучения
Идеального формата не существует. У каждого есть недостатки, которые в разной степени проявлены в каждой конкретной школе.
Недостатки популярных форматов обучения
Формат |
Недостаток |
Возможный вариант решения |
Очный |
Строгое расписание. Детям с особыми талантами или потребностями нередко приходится пропускать очные занятия, так как они ездят на соревнования, конкурсы или лечение |
Перейти на дистанционный формат, в онлайн-школу. Так вы получите более гибкое расписание. Педагоги помогут раскрыть потенциал каждого. Тратить время на дорогу не придётся. Заразиться от одноклассников онлайн невозможно |
Риск социальной отрешённости для интровертов. В переполненных классах редко раскрывают потенциал каждого. Из-за этого замкнутые ученики ещё больше отстраняются от социума |
||
Удалённость от дома. Дорога в школу, бывает, отнимают силы и время, которые можно инвестировать более приятно и полезно |
||
Повышенные риски заболеть. Если один ученик простудился, то следом может заболеть весь класс |
||
Дистанционный |
Не всем подходящая свобода. Детям с низкой мотивацией и концентрацией поначалу бывает сложно сосредоточиться на учёбе |
Развивать тайм-менеджмент, по возможности с наставником |
Дефицит физической активности. Долгое сидение за компьютером растущему организму грозит сколиозом, близорукостью и слабым мышечным тонусом |
Проводить хотя бы 15-минутные занятия нейрогимнастикой, гулять, танцевать — двигаться |
|
Риск технических проблем. Учиться может мешать нестабильное интернет-соединение, ноутбук с ограниченными функциями и несовместимость с цифровыми программами |
Настроить технику до обучения. Научить школьника решать мелкие технические неполадки |
|
Недостаток живого общения. У ребенка может быть мало друзей, и он может испытывать одиночество |
Отвести ребёнка в кружок по интересам, а также обучить цифровой безопасности и позволить общаться в интересных подростку чатах |
|
Очно-заочный |
||
Минимум активных форм обучения. Дети мало тренируют в школе навык публичных выступлений, дебатов, не пробуют себя в роли подменного учителя и не участвуют в Днях самоуправления |
Найти для ребёнка увлечение, где он сможет проявить себя на публике: например, книжный клуб, театральная студия |
|
Риск низкой мотивированности. Менее выражена конкуренция с одноклассниками за лучшую оценку и похвалу учителя |
Мотивировать ребёнка влиянием учёбы на будущее, отдать в спортивную секцию |
Минусы государственной школы
Многие школьники и их родители недовольны обучением в государственных школах. Детей нередко переводят в частные или онлайн-школы, поскольку традиционная система образования не соответствует ожиданиям родителей. Это выявил Институт образования НИУ ВШЭ.
Слишком много предметов
В государственных школах ученики до 10-го класса часто изучают все предметы в равной степени. Предположим, ребёнок выбрал будущую профессию, определил приоритетные колледжи или университеты, уже готовится к сдаче профильных предметов. Но ему придётся уделять внимание непрофильным дисциплинам, терять время и, возможно, баллы.
Слишком ранняя профилизация
Недостатком может быть и другая крайность. В некоторых государственных школах уже с 5-го класса начинают вводить профили. Тогда непрофильным предметам уделяется минимум внимания. Однако человек в столь раннем возрасте не всегда понимает, что ему интересно в жизни и к чему у него способности.
Жёсткая дисциплина
Жизнь первоклассников в России начинается с дисциплины. Учителя обращают внимание на количество клеток в отступе, почерк и «грязь» в тетради. Иногда непонятно, но верно написанное слово может снизить общую оценку на целый балл.
Учителя государственных школ не приветствуют нестандартные способы решения задач. Однако в реальной жизни единое для всех решение, образцовый почерк далеко не так ценны.
Травмирующие учителя
Нередко учителя государственных школ кричат на детей, оскорбляют, выдумывают токсичные наказания. В результате, ребёнок теряет интерес к предмету, а то и к процессу обучения, и нередко получает психологическую травму. Решить проблему токсичного отношения учителя можно, хотя это сложно и долго. А вот изменить противоположное отношение — равнодушие — почти невозможно. Однако оно тоже вредит детской психике.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Основной минус государственных школ я вижу в том, что педагоги берут на себя только обязанность учить. А воспитание детей считают исключительно родительской функцией. На мой взгляд, хорошая школа не только обучает, но и воспитывает ребёнка. Всё-таки дети половину своей жизни проводят именно в школе.
Однако в государственных школах немного педагогов, действительно влюблённых в свою профессию и предмет, заинтересованных в передаче знаний. Хотелось бы, чтобы учитель был для учеников ещё и наставником, другом и партнёром. Тогда было бы проще вдохновить ребёнка на изучение наук.
Приведу пример из школьной жизни моей дочери. Ей никак не давалась история, поэтому мы решили нанять репетитора. Педагог попался интереснейший: “горел” своей профессией и предметом, рассказывал об исторических событиях так, что дух захватывало. Дочь сходила всего на 4 занятия и сказала, что, оказывается, история — очень интересный предмет. В итоге в дневнике по истории стали появляться хорошие оценки. Мало того, дочь начала по собственной воле читать книги об истории разных стран мира».
Отличникам приходится ждать троечников
Бывает так, что один ребёнок понял тему за 2 урока и готов написать контрольную на «отлично», а другому для этого нужно еще 3–4 занятия. Причём успехи по предметам могут быть разными. Кто-то преуспевает в гуманитарных науках, другие — в точных, а третьи — в естественных. В результате, отличники вынуждены ждать, пока другие освоят знания. Сами же в это время они не развиваются.
Низкая продуктивность занятий
Учителя в классической российской школе обычно тратят слишком много времени на организационные вопросы. Они проверяют, никто ли не опоздал, отчитывают за неопрятность и невыполнение домашних заданий, разрешают проблемные ситуации с гиперактивными учащимися, а на объяснение новой темы или домашнего задания остаётся не больше 20 минут.
Объёмные задания на дом
Иногда домашних заданий так много или они настолько сложные, что ребёнок обращается за помощью к родителям. Альтернатив немного. Школьник может списать ответ из решебника или выполнить работу кое-как и получить неудовлетворительную оценку.
Ученикам онлайн-школы повезло больше. С домашкой у учеников ИнтернетУрока вообще счастье: можно выбирать её уровень и сдавать в любое время. Главное — до конца четверти.
Нет подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ
Как верят некоторые преподаватели, ученики за 9 или 11 лет учёбы должны по умолчанию хорошо решать задания для единого государственного экзамена. Однако экзаменационные тесты проверяют не только знания, но и специфические навыки. К примеру, на экзаменах нужно понять нюансы текста, написать и решить в соответствии с критериями ФИПИ. Чтобы развить такие способности, требуется специальная подготовка, на которую в школах не хватает времени. И это остаётся сферой компетенции репетиторов.
Незаинтересованность преподавателей
Не всегда в общеобразовательную школу приходят по призванию. Часто в педагогические вузы поступают люди, которые не прошли по баллам на факультеты с высокой конкуренцией на место. И даже если преподаватель заинтересован, у него не всегда хватает сил на максимальную вовлечённость.
Ориентация на классический карьерный путь
Некоторые семьи после выпуска планируют отправить детей в зарубежные вузы, и для этого им важно адаптировать образовательный трек под европейскую систему. В общеобразовательных школах нет возможности подготовить ребёнка по программе международного бакалавриата, или IB, поэтому область зарубежного высшего образования для многих — «слепое» пятно в системе образования.
Когда подойдёт общеобразовательная школа:
-
в школе увлечённые и вдохновляющие педагоги, и это подтвердили ваши знакомые и отзывы в интернете;
-
школа близко от вашего дома;
-
вам по карману оплачивать подготовку с репетиторами к ОГЭ и ЕГЭ или ребёнок поступает в суз или вуз, где результаты экзамена не так критичны;
-
ребёнок хорошо социализирован и может постоять за себя.
Минусы частной школы
Некоторые родители решают проблемы государственных школ тем, что отдают ребёнка в частную. Но и здесь не всё так гладко.
Дорогое удовольствие
В Москве обучение в частной школе обойдётся родителям от 7 000 ₽ до 300 000 ₽ в месяц. За такую плату можно выбрать форму обучения (очную или очно-заочную) и адаптировать программу под потребности школьника. В качестве образования можно не сомневаться. Однако за изучение нескольких языков, индивидуальный образовательный маршрут и бóльшую свободу предстоит платить немалые суммы.
Тепличные условия
В частных школах учителя стараются создать доброжелательную атмосферу в классе. Они уделяют внимание детям с особенностями характера и здоровья. Собственным примером учат этому остальных. Конфликтные ситуации решают с помощью психологов.
Из-за этого ученики проводят большую часть жизни в имитированной комфортной среде. Выходя же за пределы школы, они не всегда оказываются готовы к грубому отношению, хамству, воровству и другим негативным человеческим проявлениям. Из-за этого им труднее адаптироваться в обществе.
«Рассадник» лени
У некоторых учеников частных школ нет мотивации учиться. Им кажется, что необязательно слушать учителей и выполнять домашние задания, ведь за них платят родители. А если ребёнок учится в частной школе с первого класса, то и не представляет, как учатся в обычных школах, не ценит, насколько комфортные и демократичные условия обеспечили ему мама и папа.
Кому подойдёт частная школа:
-
семьям за городом, у которых частная школа рядом с домом;
-
творческим детям подойдут частные художественные, музыкальные или театральные школы;
-
обеспеченным семьям.
Минусы домашнего обучения
Разумным выходом кажется обучение на домашнем обучении в онлайн-школе. При грамотном выборе такие школы сочетают индивидуальный подход и доступную стоимость. Но важно вдумчиво выбрать школу и для этого изучить отзывы и программу обучения.
Меньше социализации
Ученики онлайн-школ проводят учебное время дома. У них нет перемен, на которых можно сбегать в столовую и поговорить с одноклассниками. Живое общение в основном с родителями. Из-за этого у учеников страдают навыки социализации.
Без самоконтроля никуда
Во время домашнего обучения ребёнку сложно не отвлечься от экрана ноутбука во время урока. Непросто заставить себя выполнять домашку.
Мало активности
Гиперактивным детям особенно трудно усидеть на месте. Чтобы ребёнок не ходил на голове и не озадачивал маму с папой капризами, его важно занять дополнительными активностями. Это доказали Джиллен Гровер Сивер и Элиза А. Поуп в исследовании «Дети в порядке I: социальная активность в молодом возрасте как функция типа обучения от K до 12». Каратэ, фехтование, музыка, шахматы — какой-то из этих секций предстоит уделить отдельное время.
Кому подходит обучение в онлайн-школе:
-
спортсменам, музыкантам, актёрам, которым не подходит типовое расписание с очным форматом;
-
детям путешественников;
-
индивидуалистам;
-
требовательным семьям;
-
семьям за границей, которым нужен аттестат российского образца.
Получается, проблемы современного образования многообразны. У каждого формата и вида образовательного учреждения есть минусы. Лучше решить этот вопрос всей семьёй вместе с ребёнком. Если к единому решению прийти не получается, с выбором под настоящие потребности ребёнка может помочь детский психолог.
А можно не мучиться выбором по принципу задачи в уме, а попробовать обучение в онлайн-школе прямо сейчас. Демодоступ к нашей школе «ИнтернетУрок» на 7 дней бесплатный. Этого времени хватит, чтобы понять принцип обучения, познакомиться с педагогами, оценить расписание, качество учебных материалов. И принять взвешенное решение.