Назад
views 1 168
calendar 01 ноября 2023

Как перестать делать домашнее задание с ребёнком

Как перестать делать домашнее задание с ребёнком
contents Оглавление
Свернутьarrow
Лайфхаки педагогов и психологов

Домашние задания полезны ученикам, но противопоказаны их родителям. Прежде всего потому, что «домашка» развивает самостоятельность и ответственность. По идее, у взрослых эти качества уже развиты, а детям как раз таки стоит им научиться. И это далеко не единственная причина. 

Редакция Журнала «ИнтернетУрок» выяснила у педагогов и психологов, для чего в школах задают домашние задания, как складывается будущее у тех, за кого в школе учатся родители, и чем всё-таки мотивировать ребёнка выполнять их самостоятельно. 

Принимаем факт, что домашние задания не для родителей

Для начала родителям и детям важно разобраться в том, для чего нужны домашние задания. Это не задача для всей семьи, а личный квест каждого школьника. 

Валерия Смирнова, психолог-консультант, семейный психолог:

«Как мама троих детей, учитель по первому образованию и практикующий психолог, хочу раскрыть “тайный смысл” домашних заданий. Этот педагогический приём ускоряет обучение, тренирует память, воспитывает и развивает у ребёнка навыки самостоятельной работы и ответственности. 

По сути, “домашка” — это повторение, а без него кратковременная память не переходит в долговременную. Сколько бы мама ни повторяла, что один плюс один равняется двум, ребёнок не отложит это в долговременную память, пока не сможет самостоятельно это вспомнить. К тому же самостоятельная работа стимулирует креативность и организаторские способности, учит принимать ответственность за результаты работы. То есть если вы хотите, чтобы ваши дети обладали хорошей памятью, были успешны, умели принимать решения, то важно мотивировать их самостоятельно выполнять домашнее задание». 

Для  чего в школах задают домашнюю работу, Журналу «ИнтернетУрок» объясняет психолог и педагог

Создаём привлекательный образ учёбы

Дальше важно создать привлекательный образ учёбы, то есть объяснить, чем выполнение домашних заданий и итоговые навыки и знания пригодятся в жизни.  

Екатерина Краснова, педагог:

«Важно развивать и поощрять интерес к учёбе, приучать к мысли о том, что в современном мире учёба — это стиль жизни, а не уроки с 8.00 до 14.00. Здорово, если получится привнести в выполнение домашнего задания элементы игры».

Лайфхак, как вдохновить ребенка делать домашнюю работу

Организуем удобные условия для выполнения заданий

Одного понимания важности домашних заданий мало. Стоит помочь ребёнку организовать максимально удобное рабочее место и выбрать график. 

Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе:

 «Когда домашняя работа школьника становится постоянным семейным занятием, это повод задуматься, что не так. Для этого рекомендую ответить на вопросы:

  • Есть ли у ребёнка удобное рабочее место, чтобы разложить книги и тетради, сосредоточиться на задании и подумать? 

  • Установлен ли у него режим дня? 

Важно организовать условия, в которых у ребёнка будет всё это. Дети могут засиживаться за домашкой до позднего вечера. Взрослые, работающие в офисе, ориентируются на дедлайн. Ребёнок точно так же должен понимать, что у каждой работы есть границы».

Какие условия в детской помогают ребенку учиться

На желание выполнять домашнее задание влияет не только само рабочее место и помощь с расписанием, но и психологическая атмосфера в доме. 

Екатерина Краснова, педагог:
«На мой взгляд, важно создать условия, чтобы ребёнок самостоятельно выполнял домашнее задание, — это поддержка, доверие и безопасность. Оценки важны здесь и сейчас, в школе. А вот страх ошибиться и неспособность брать ответственность за свои действия отразятся на его будущем».

Организовать удобные условия ребёнку не так просто. Не получится просто взять и скопировать рабочие условия. Школьникам в разном возрасте нужны собственные нормы комфорта, и в таких тонкостях сложно разобраться без профессионального педагогического или психологического образования. 

Надежда Ал-Хамдани, персональный наставник, куратор школы «ИнтернетУрок»:

«Можно организовать удобные условия вместе с наставником, тогда учёба не будет в тягость. Наставник помогает комфортно организовать время, распределить нагрузку, проясняет, зачем нужна учёба и чем она интересна, как может увлечь. А ещё в нашей школе мы развиваем полезные личностные навыки, поэтому процесс обучения у нас проходит продуктивно и качественно».

Лайфхак, как мотивировать ребенка выполнять домашнюю работу

Не платим за пятёрки

Платить за пятёрки — не лучшая форма поощрения. Она даёт кратковременный результат, но разрушает интерес к учёбе. 

Сергей Шестаков, репетитор по математике:

«Я считаю, что платить за пятёрки не стоит. Это может дать обратный эффект. Ребёнок будет делать домашние задания только ради денег или станет выпрашивать у учителей оценки. Если вы всё же хотите поощрить ребёнка деньгами, есть смысл сделать это с двумя условиями. Во-первых, без предварительной договорённости. Во-вторых, не просто за оценку, а за реальные успехи в учёбе и прогресс в знаниях». 

articlePreviewImage
Карманные деньги: сколько давать школьнику
Шпаргалка про основы финансовой грамотности

Но не всё так категорично. Некоторые педагоги придерживаются другой точки зрения.

Мария Сёмочкина, педагог профильной биологии:

«В целом платить за домашку допустимо, если вы можете себе это позволить. Это готовит ребёнка к работе в будущем, позволяет почувствовать независимость и способность влиять на свою жизнь своими действиями. Но деньги не должны быть единственной мотивацией. Награда не должна превращаться в самоцель, домашка не должна делаться ради денег. Деньги могут быть приятным бонусом. Однако имейте в виду: если даёте деньги за оценки, то делать это придётся весь период обучения. Более того, ставки будут расти вместе с объёмом прилагаемых усилий».  

В любом случае поощрять за пятёрки ребёнка стоит. И можно не только на словах. 

Екатерина Краснова, педагог:

«Я не вижу ничего плохого, если родители поощряют работу ребёнка бонусами. Необязательно это должны быть деньги. Можно придумать систему с жетонами, которые ребёнок будет получать за объём выполненных домашних заданий или за высокие оценки. А потом эти жетоны менять на какие-то активности, которые требуют ограничения, например компьютерные игры». 

Хвалим не только за пятёрки

Детям нравится, когда их хвалят. Именно поэтому поощряем их не только за отличные отметки, но и за промежуточные результаты. Тем более на отметки родителям повлиять сложнее, зато на организацию учебного процесса — намного проще.

Мария Сёмочкина, педагог профильной биологии:
«В идеале ребёнок сам садится за домашку, делает её, а потом приносит вам и хвастается. Сразу смиримся с фактом: это не произойдёт мгновенно. Именно поэтому рекомендую хвалить за каждое действие, которое приближает ребёнка к выполнению идеального плана: 

  • вспомнил, что нужно сделать домашку не ночью, а днём, — хвалим; 

  • сел за стол — хвалим; 

  • разобрался с тем, какую тетрадь нужно взять, — хвалим. 

Полезнее не командовать, а мягко спрашивать: “Ты ничего не забыл сегодня сделать?” Так ребёнок сам вспомнит о домашке. Формирование привычки — это процесс создания нейронных связей. Он требует времени и терпения. 

«Перехвалить» ребёнка невозможно. Это миф. Но не стоит впадать и в другую крайность: односложную похвалу “для галочки”. Важно отмечать конкретные действия и успехи ребёнка. Это подойдёт для ученика начальной и средней школы. Старшеклассник же, скорее всего, внешне воспримет ваше внимание в штыки, но в глубине души поблагодарит». 

Как научить ребёнка выполнять домашние задания самостоятельно, Журналу «ИнтернетУрок» объясняет педагог

Поощряем самостоятельность

Без результатов теряется азарт. А если результаты учёбы пока неутешительные, всё равно важно найти, за что похвалить ребёнка, чтобы в такой кризисный момент он не потерял интерес к учёбе. 

Екатерина Краснова, педагог:
«Домашняя работа позволяет ученику оценить, достаточно ли хорошо он усвоил пройденный материал. Идеально, если при трудностях школьник не списывает ответ из  “Готовых домашних заданий”, а сам ищет нужное правило или решения. Многие ребята списывают домашнее задание только потому, что им не хватило силы воли разобраться в теме и они боятся получить плохую оценку. Но часто это может быть и вопрос мотивации». 

Важно стойко придерживаться новой стратегии. Пожалеть время ребёнка и решить сложное задание за него — не выход. Это настоящая «медвежья услуга», которая принесёт больше вреда, чем пользы.

Ольга Павлова, методист школы «ИнтернетУрок»

«Важно постепенно, но своевременно развивать у ребёнка самостоятельность и самоконтроль. Дайте ему возможность выполнить домашнее задание самостоятельно. Проверьте и обратите внимание на допущенные ошибки. В дальнейшем позвольте искать ошибки полностью самостоятельно или укажите только на номера заданий с недочётами. Со временем к ребёнку придёт самостоятельность и навык самоконтроля.

Отсутствие мотивации и боязнь ошибаться затрудняет процесс обучения и приводит к внутренним тревогам и напряжению, что отражается и на взрослой жизни. Хвалите ребёнка за проделанную работу и старание. Придавайте меньше значение отметкам. Обращайте внимание на то, что он узнал, чему научился. Анализируйте вместе причины ошибок, делайте выводы. Найдите практическое применение полученным знаниям. Например, знания по математике необходимы для освоения других предметов. Она тренирует мозг, делает его более гибким, помогает планировать день, готовить еду, рассчитывать расходы».

articlePreviewImage
«Навыки будущего»: какие способности помогут достичь успеха через 10 лет
Психолог объясняет, чему учить ребёнка уже сейчас, чтобы он стал успешным через 10 лет

Учим спокойно воспринимать двойки

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если же ребёнок делает домашку сам, но ошибается и получает «неуды», важно сформировать у него здоровое отношение к такой ситуации: без лишней критики, но и не пуская совсем уж на самотёк. 

Мария Сёмочкина, педагог профильной биологии:

«Если результаты ребёнка не соответствуют вашим ожиданиям, это ещё не значит, что он “провалился”. Условная двойка — это свидетельство слабо усвоенного материала, а не глупости ребёнка. Это поле для работы, а не для ругани. Наша задача как родителей — дать ребёнку понимание, что любую ошибку можно (и нужно) исправить. Главное, не создавать ощущения, что двойка — это конец света, а значит, нет смысла с ней что-то делать». 

Игнорировать двойки тоже не вариант. Стоит поговорить с ребёнком и спокойно выяснить причину. 

Екатерина Краснова, педагог:

«Если ребёнок получает двойки за невыполненное домашнее задание, рекомендую с ним спокойно поговорить и выяснить истинную причину, по которой он не хочет делать работу. Прокрастинация и саботаж никогда не появляются на пустом месте. Если же оценки плохие из-за качества выполненных работ, то стоит обратить внимание на знания ученика: возможно, ему требуются дополнительные занятия по этому предмету или он боится задать вопрос учителю. В любом случае необходимо дать понять ребёнку, что вы на его стороне и хотите ему помочь».

Однако двойка двойке рознь. Важно понимать, насколько этот предмет важен для будущего ребёнка. 

Сергей Шестаков, репетитор по математике:

«Важно помочь ребёнку выбрать направление и расставить приоритеты в учёбе. Я считаю, что за двойки по математике можно ругать ребёнка, который планирует поступать на инженерную специальность. А вот к двойкам по непрофильным предметам у будущего инженера стоит отнестись спокойнее. Не то чтобы это норма, но это не так критично. Не стоит уделять непрофильным предметам слишком много внимания в ущерб профильным. Причём ругать стоит не за двойки, а за то, что мешает учиться. Например, за компьютерные игры, если вы видите, что он реально недорабатывает и не на то тратит время». 

Помним, что дети не дураки 

Найти деликатное решение с домашкой проще, если разобраться в первопричине. Не всегда дети отказываются от домашки, потому что это скучно или неинтересно. Бывают и другие причины, помочь с которыми проще, чем с самоорганизацией. 

Сергей Шестаков, репетитор по математике:

«Дети не дураки. Они понимают, что учиться полезно и домашние задания выполнять стоит. Но не всегда это делают. В психологии есть понятие “рационализация”. Заключается оно в том, что даже когда человек понимает, что он неправ, то всё равно стремится найти рациональное обоснование своих поступков. Например, как в басне Крылова “Волк и Ягнёнок”: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Поэтому я утверждаю, что многие дети не делают домашние задания не потому, что забывают, ленятся и им не хватает дисциплины, и даже не потому, что считают, что им это не нужно. В  большинстве случаев они не справляются с программой». 

Как перестать делать дз с ребенком, Журналу «ИнтернетУрок» рассказывает педагог

Помогаем решить проблемы

После того как разобрались с причинами, важно найти грамотное решение. Если проблема в том, что ребёнок не справляется с программой, нужно серьёзно проанализировать. Можно нанять репетитора по проседающим предметам, а можно — наставника, который поможет расставить приоритеты в учёбе. 

Татьяна Воронцова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе:

«Если ребёнок объективно “не тянет”, это повод обратиться к стороннему специалисту. Нет особой разницы, делает ли с ребёнком уроки мама или приходящая тётя-учительница. Поэтому важно не “подсаживаться” на репетитора, а разобраться в истоках проблемы. Возможно, ребёнок перегружен заданиями, потому что их объём не соответствует возрастным нормам. Такая ситуация маловероятна, но бывает. Тогда это повод поговорить со школьным учителем или представителями школьной администрации.

Если есть пробелы в знаниях, которые мешают самостоятельной работе, их нужно устранить, но опять-таки в ограниченное время. Приглашённый специалист не должен становиться ребёнку нянькой. Вообще, домашняя работа нужна не только для того, чтобы закрепить знания, полученные в классе. Это также тренинг самостоятельности и ответственности. У Пушкина в “Капитанской дочке” Гринёв-старший, помимо всем известного “Береги платье снову, а честь смолоду”, наставлял сына так: “Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся”. Это правило работает для всего, и для домашней работы в том числе. Её нужно делать самостоятельно и не халтурить. Но и не превращать в культ».

Однако не каждому под силу помочь ребёнку расставить приоритеты и разобраться, что именно не так. Хорошая новость в том, что с этим могут помочь профессионалы. 

Надоело делать домашку за ребёнка?
Помогаем школьникам самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания
Помощь с домашними заданиями

Есть и более драматичный сценарий — существенно упростить условия. 

Сергей Шестаков, репетитор по математике:

«Трудно быть предельно честными и объективными в отношении оценок, поскольку каждый хочет считать своего ребёнка умным и способным. И всё же если вы видите, что ребёнок не справляется и у вас не получается ему помочь, то долой предубеждения: переведите его в школу с более простой программой». 

И это все рекомендации на сегодня. С подсказками из этой статьи вашему ребёнку будет проще перестроиться на самостоятельный режим и достичь успехов в учёбе. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru