Назад
views 644
calendar 05 июля 2024

Как научить ребёнка иностранным языкам

Как научить ребёнка иностранным языкам
Фото: Ground Picture, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Навигатор по обучению детей иностранным языкам

Изучение языков открывает большие возможности. Когда ребёнок учит иностранный язык, он ещё и расширяет кругозор, усиливает навыки социализации, повышает скорость мышления, улучшает память и внимание. Это доказал в том числе Ян Сунь в исследовании «Влияние изучения второго языка на когнитивное развитие».

А ещё знание иностранных языков позволяет понимать людей других культур и обеспечивает преимущества в будущем: со знанием иностранного языка проще получить высокооплачиваемую работу и трудоустроиться в международные компании. 

В этой статье объясняем, как научить ребёнка иностранным языкам в разном возрасте и каких ошибок важно избегать. 

Особенности изучения иностранных языков для детей

Бесполезно пытаться научить ребёнка языкам теми же методами, что и взрослых. К детям нужен другой подход. Важно учитывать особенности мышления и работы мозга ребёнка. 

«Окна возможностей» 

Когнитивные нейролингвисты считают, что люди максимально восприимчивы к изучению языка в течение первых десяти лет жизни. Именно в этот период мозг начинает строить и укреплять нейронную сеть, ответственную за обучение новому языку. В частности такая мысль отражена в научной работе Патрисии К. Куль «Раннее изучение языка и грамотность: значение нейробиологии для образования».

Первое «окно возможностей» для изучения языка появляется в возрасте до года: младенцы различают звуки всех языков. На каждый звук языка реагирует отдельный кластер нейронов слуховой коры головного мозга. К шести месяцам детям уже трудно различать звуки в речи взрослых вокруг, в частности — те, что взяты не из родного языка. 

Анджела Д. Фридеричи, директор отделения нейропсихологии Института когнитивных способностей человека и наук о мозге Макса Планка: 

«Созревание определённой области мозга, которая отвечает за формирование грамматики, связано с грамматическими навыками четырёхлетних детей, но не с навыками трёхлеток. Дети не учатся понимать и создавать более сложные структуры предложений до 4 лет».

Далее «окна возможностей» возникают на протяжении всей жизни. «Окно синтаксиса или грамматики» открыто в дошкольном возрасте и может закрыться уже в пять-шесть лет. А «окно изучения новых слов» полностью не закрывается никогда.

Репрезентативная система

Дети обычно учатся кинестетически — на личном опыте через ощущения: игры, путешествия, культурное погружение и взаимодействие. Они видят и слышат, как слово используется в жизни, а затем естественным образом связывают его с соответствующим значением.

Скорость формирования нейронных связей

В отличие от взрослых, у младенцев и детей быстро формируются нейронные связи. И это сильно облегчает изучение новых языков. Благодаря пластичности мозга и быстрому формированию нейронов младенцы и маленькие дети изучают языки быстрее. 

По мере развития мозг усиливает регулярно используемые пути между нейронами и труднее активизирует новые. Поэтому изучавшие язык в детстве взрослые нередко говорят с акцентом носителя, даже если живут в стране с другой языковой культурой.

В 2022 году нейробиологи во главе с Себастьяном М. Франком из Университета Брауна доказали: если человеку требуется изучить что-то новое, всё усвоенное до этого может «стереться» из памяти. Такое явление называется ретроградной интерференцией, оно связано с низкой концентрацией нейромедиатора ГАМК. 

ГАМК при высоких концентрациях «стабилизирует» нейронную сеть и защищает полученные знания от забывания. Исследование Себастьяна М. Франка показало, что изначально концентрация ГАМК у детей ещё ниже, чем у взрослых. Тем не менее на втором этапе обучения у ребёнка наблюдается скачок, что помогает ему с лёгкостью учить новое, не забывая старое. 

Система обучения

В процессе овладения языком участвуют две системы обучения: имплицитная (бессознательная) и явная (сознательная) память. Но последняя развивается лишь с подросткового возраста. Дети же изучают язык посредством бессознательной системы. 

Обычно ребёнок неосознанно использует новую лексику в повседневной жизни — во время воображаемых игр или при общении со сверстниками. То есть повторяет освоенные слова и грамматические конструкции, закрепляя знания в долговременной памяти.

Почему дети не хотят учить иностранные языки

Отсутствие мотивации изучать языки можно объяснить разными факторами. 

Ребёнок не понимает, зачем ему языки

Нередко дети не хотят учить иностранный язык, потому что думают, что он им не пригодится. Чем ребёнок старше, тем более значим для него этот фактор.  

Алевтина Попова, лингво-коуч:

«Языки — это инструменты для общения, то есть решения коммуникативных задач. Однако если интересные детям занятия не требуют знания иностранного языка, то может показаться, что и учить его незачем. Со сверстниками ребёнок может поговорить и поиграть на русском. Зарубежные фильмы и мультфильмы дублированы. В школе, магазинах, кафе и других социальных обстоятельствах в России общаются тоже на русском. 

Другое дело, когда семья путешествует. Тогда у ребёнка выше мотивация изучать иностранный язык. Ребёнку предстоит говорить с иностранцами, чтобы получить желаемое (даже заказать кофе). Тогда ребёнок может овладеть иностранным языком быстрее взрослых, поскольку в его мозге ещё не утрачены нейроны, которые отвечают за речевую деятельность на всех языках мира».

Как научить ребенка языкам, подсказывает лингво-коуч

Слабая учебная программа

Бывает, детям неинтересно изучать иностранный язык

Ксения Майорова, лингвист, преподаватель английского языка:

«Дети часто не хотят учить иностранные языки, потому что их неинтересно учить в том формате, в котором преподают. Посмотрите на школьные учебники: во многих странные темы, искусственные герои и диалоги, которых не бывает в реальности. А ещё непонятное лингвострановедение: будни королевской семьи, достопримечательности, которые вряд ли увидит среднестатистический человек. Такие темы далеки от будней российских школьников.

Неблизкий материал усугубляется методикой преподавания. Во многих школах до сих пор преподают по грамматико-переводному методу. То есть просто переводят с иностранного на русский и обратно и делают много упражнений, например, «раскрой скобки и поставь слово в нужную форму». Но язык — это прежде всего лексика и умение её правильно, точно и быстро использовать в ситуации общения».

Как научить ребёнка языкам, лайфхак от лингвиста

Ребёнка замучили грамматикой

Маниакальное заучивание грамматических правил замедляет процесс освоения языка и усиливает разочарование от занятий у детей. Поэтому гораздо важнее сначала помочь ребёнку выразить свои идеи. А в процессе можно тактично подсказать, как правильно сказать или написать фразу грамматически.

Профессор университета Южной Калифорнии, лингвист и специалист по проблемам прикладной лингвистики Стивен Крашен был одним из самых резких критиков подхода «прежде всего точность» к изучению языка. Его «гипотеза ввода» предполагала, что грамматические упражнения неэффективны для реального овладения языком. Однако совсем без грамматики тоже нельзя. Важен баланс. 

Преподаватель исправляет каждую ошибку

Для изучающих язык передача смысла важнее, чем идеальная грамматика или произношение, ведь последнее приходит с практикой. Вот почему многие учителя начальных классов сегодня воздерживаются от использования красной ручки, ведь строгими исправлениями можно испугать малыша и подавить в нём желание учиться. 

articlePreviewImage
Каким должен быть современный учитель. Круглый стол
Обсуждаем навыки и личностные качества педагога, которые мотивируют влюбиться в предмет.
 

Учебник или сервис ориентирован на взрослых

Важно, чтобы учебники, пособия и программы для изучения языка соответствовали возрасту и интересам ребёнка. Детям хочется говорить о значимых для них темах: семье, друзьях, домашних животных, игрушках, еде, хобби. И вряд ли о том, как попросить счёт в ресторане или спросить у прохожего, где находится Букингемский дворец. Мотивация учиться у детей рождается там, где есть пространство для веселья и разговоров с интересными людьми и героями мультфильмов и сказок. А чуть позже — ему станет интересно говорить о поп- и рок-звёздах, готах и аниме. 

Нехватка устной практики

Приложения и игры для изучения языка дополняют школьную программу по изучению языка. Но если изучать язык только по программам, которые не подразумевают произнесения слов и общения, ребёнку будет сложно говорить на иностранном языке. При обучении нужна обратная связь от педагога и практика говорения: с одноклассниками, педагогом, родными, друзьями или в приложениях для созвонов и видеочатов с носителями и школьниками, которые тоже изучают нужный иностранный язык.

Отчётные выступления для родных 

Некоторые родители настойчиво просят попрактиковать изучаемый язык с кем-то из друзей или родственников в формате: «А давай-ка тётя Лена проверит, на какую оценку ты на самом деле знаешь язык». В моменты навязанного «экзамена» ребёнок может испытать стресс и даже неприязнь. Особенно, если подруга семьи будет поправлять грамматику, ударения и мешать сформулировать мысль. 

Намного полезнее сказать что-то в ключе: «А тётя Лена тоже учит язык». Хорошо бы, чтобы и сама тётя не строила из себя гуру, а доброжелательно общалась с ребёнком понятными школьнику фразами. Идеально, если пару раз сделает вид, что и сама забыла слово и не придиралась к ошибкам. Так ребёнок не будет чувствовать опасность и с удовольствием попрактикует язык.

Как правильно учить дошкольников иностранным языкам

Дошкольников бесполезно мотивировать через объяснение важности изучения английского, китайского, корейского и любого другого языка. Зато помогут другие «завлекалочки» для раннего возраста.

Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности, в прошлом преподаватель английского:

«Для младших школьников характерно восприятие материала через запоминание правил, слов, звуков. Их можно быстро вовлечь в занятия интересными форматами взаимодействия. Уроки становятся более эффективными, если изучение иностранного языка дети воспринимают как игру. Тогда активнее начинают развиваться их речевые и коммуникационные навыки».

Как научить иностранному языку дошкольника

Творческий подход

Важно организовать изучение иностранного языка без перегрузок. Не стоит заставлять детей часами заучивать новые слова. Вместо этого полезно приучить ребёнка к режиму, включив простые занятия иностранным языком в распорядок дня. 

Хорошая идея — предложить детям петь песни или декламировать детские стихотворения на другом языке, вместе смотреть двуязычные телешоу и фильмы. 

Ксения Майорова, лингвист, преподаватель английского языка и эксперт ЕГЭ:

«Важно, чтобы ребёнку было интересно учиться. Это связано и с выработкой дофамина. Дофамин — это нейромедиатор, так называемый “гормон радости”. Когда мы делаем то, что нам интересно, мы получаем удовольствие, а мозг воспринимает его как награду за деятельность и выделяет дофамин. Чем больше и чаще мы проходим по пути “интересное занятие — удовольствие от него — выброс дофамина”, тем прочнее ассоциация “занятие — это радость”. Поэтому учиться радостнее и легче, а результат не заставит себя долго ждать. Ведь дофамин ещё и положительно влияет на память. Проще говоря, чем интереснее нам предмет, тем лучше мы его усваиваем».

Юный наставник

Один из действенных способов чему-то по-настоящему научиться — это помочь научить кого-то другого. Есть смысл попросить ребёнка провести урок, где он сможет поделиться с членами семьи тем, что недавно изучил: может, новым временем или идиомой. 

Важно, чтобы на таком «занятии» ребёнок не просто показал, что знает и умеет, а попытался научить вас. В этом помогут уточняющие вопросы: «Объясни, пожалуйста, как ты это делаешь?» Важно попробовать повторить за ребёнком и попросить его оценить результат. Можно допустить небольшую ошибку, чтобы дошкольник её исправил. Так можно повысить уверенность ребёнка, закрепить знания и внести в обучение иностранным языкам элемент игры. 

Похвала

Дошкольников особенно важно хвалить, когда они пытаются учить или практиковать второй язык. Для этого подойдут рефлексивные высказывания вроде: «Вау! На иностранном языке у тебя такой приятный тембр. Я теперь даже не могу выбрать, на каком языке мне нравится больше: на английском или на русском» или «Удивительно, как ты запоминаешь так много слов! Наверняка у тебя талант к изучению языков». 

Двуязычные книги

Билингвистические книги расширяют словарный запас и помогают развить понимание различных культур. Обычно в таких книгах каждая страница разделена на две части: на каждой один и тот же текст, но на двух языках. Рационально выбирать изучаемый иностранный и родной язык. Так ребёнку будет проще запомнить новые слова, понять, как строится иностранная речь. 

В дошкольном возрасте не стоит брать сложные тексты. Нужны именно детские варианты, где много иллюстраций и минимум сложных слов. 

Игры

Добавить азарта и ещё больше увлечь ребёнка изучением иностранных языков можно с помощью игр. Желание познавать мир через игру и исключение зубрёжки правил — особенности изучения иностранного языка в раннем возрасте. Можно играть вместе, если вы знаете иностранный язык, который учит ребёнок, или пригласить друзей ребёнка, которые изучают этот язык: рассказать правила и предложить сыграть детям. 

Например, можно сыграть в «Пошевеливайся!». Такая игра поможет выучить слова-действия и потратить энергию с пользой. Ведущий на иностранном языке называет действие, которое должны выполнить остальные игроки, например: «Бегать!», «Прыгать!», «Хлопать в ладоши». Кто выполняет просьбу на иностранном неверно, выбывает. Победивший в раунде становится новым ведущим. Если игрока всего два, то смена ведущих происходит тогда, когда игрок правильно выполнил действие. Если игрок делает не то, что просил ведущий (неправильно понял слово), то ведущие не меняются до тех пор, пока игрок не выполнит действие верно.  

Как правильно учить иностранным языкам в средней школе 

В средней школе дети часто изучают дополнительный язык, потому что это часть образовательной программы или из-за желания родителей. В этом возрасте пригодятся приёмы, которые помогут сделать процесс изучения максимально приятным.

Иностранная культура

Полезно найти культурные события в городе, связанные с изучаемым языком и культурой. Это могут быть фестивали, флешмобы, мастер-классы, творческие встречи и многое другое. Например, если ребёнок учит китайский, ему стоит предложить записаться на курсы по каллиграфии или посетить выставку китайского искусства. Путешествие в Китай станет отдельным мощным стимулом. 

Языковые клубы 

Хороший способ развить навыки устной речи на иностранном языке — записать ребёнка в языковой клуб со школьниками его возраста. Это не занятия, а дискуссионный клуб, где участники практикуются в устной речи. Если ребёнку понравится и он захочет улучшить свои навыки устной речи, можно отправить его в языковой лагерь. 

Иностранные сайты по интересам

Развить навык чтения помогают сайты по интересной школьнику теме на иностранном языке. Если вы не владеете языком, который изучает ребёнок, можно попросить преподавателя подобрать такие ресурсы. Главное, чтобы сайт был предназначен именно для школьников и не содержал запрещённых и преждевременных тем. 

Видеоконтент на изучаемом языке

Можно превратить время перед экраном в ещё один способ пополнения словарного запаса. Для этого стоит запросить у провайдера доступ к специальным каналам для изучения языка, а также загрузить мультфильмы со стоков на изучаемом языке, чтобы обучение проходило весело. 

Как правильно учить иностранным языкам старшеклассников

Особенности изучения иностранного языка среди учеников 9–11-х классов состоят в том, что подростки часто сознательно выбирают изучение дополнительного языка. У них высокая мотивация, поскольку есть конкретная цель или причина для обучения. Например, они хотят поступить в топовый университет и сдать ЕГЭ на высокие баллы, а может быть, планируют поехать на стажировку в другую страну. 

Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета ФНС России:

«Старшеклассникам важно всегда держать в фокусе результат от изучения языка, где этот навык может им пригодиться. В 9–11-м классе заучивания лексики мало, необходимо сфокусироваться на логическом объяснении правил иностранного языка, его структуры и даже истории: например, зачем нужно столько времён в английском языке, с какими событиями связано появление идиомы, какие бывают семантические различия у синонимов».

Новые настройки гаджетов и компьютера

Углубиться в иностранный язык и думать на нём будет проще, если изменить язык в настройках смартфона и компьютера на тот, который изучает подросток. При этом важно переключить любимые сайты и программы тоже на иностранный язык — в том числе, мессенджеры, почту, операционную систему, программы для учёбы из MS Office, игры. Поначалу может быть непросто и многие задачи придётся выполнять медленнее. Но с каждым днём будет проще. 

Клуб по интересам на иностранном языке

Подростки стремятся общаться друг с другом, поэтому разумно сделать их встречи продуктивными и направить стремление к общению в нужное русло. То есть можно предложить посетить клуб или сообщество по интересам, связанный с иностранным языком. Это может быть английский клуб фантастической литературы, сообщество фанатов корейских музыкантов или комьюнити просмотров аниме на японском языке. 

Иностранная музыка

Подросткам особенно полезно слушать иностранную музыку. Песни состоят в том числе из слов, а оставшиеся в памяти слова постепенно складываются в лексический фундамент. Кроме того, песни всегда эмоционально окрашены, а это ускоряет процесс постижения языка. 

Ментальные карты

Запоминать новые идиомы и темы можно не только в формате плана с главными тезисами на шпаргалке, но и с помощью интеллектуальных или ментальных карт. Их можно рисовать от руки или воспользоваться бесплатными версиями сервисов Coggle.it и Mindmeister. 

Нина Неизвестная, учитель биологии, студентка магистратуры МПГУ:

«Ментальные карты помогают к концу года, когда приходит понимание полной каши в голове. Технически картой может быть лист бумаги. В его центре предлагаю зафиксировать общую тему, а от неё — стрелки к подтемам с ключевой информацией. Закрепить нейронные связи поможет использование в карте картинок и цветов». 

articlePreviewImage
Как ментальные карты помогают сдать ОГЭ и ЕГЭ по английскому
Шпаргалка по подготовке к экзаменам с помощью Mind Map
 

В любом возрасте даже самый способный и усердный ребёнок может запутаться в материале, даже если его объясняет толковый педагог. Это нормально и не является поводом для беспокойства. Достаточно обратиться к опытному репетитору и подтянуть сложную тему. 

Онлайн-репетиторы
Поможем разобраться в школьной программе.
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru