Назад
views 184
calendar 10 октября 2024

Дисграфия: причины, симптомы, диагностика, помощь

Дисграфия: причины, симптомы, диагностика, помощь
Фото: New Africa, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Гайд, как выявить проблемы с письмом и чем помочь ребёнку

Представьте себе школьника, который пишет небрежно, пропускает, искажает буквы или путает их местами. А возможно, ещё и не усваивает счёт, медленно и с ошибками читает. Родителям таких детей учителя нередко рекомендуют больше заниматься, работать над вниманием, бороться с ленью. Однако эти рекомендации могут быть бесполезны. 

Если у ребёнка проблемы с письмом, чтением и счётом, стоит проверить: нет ли у него дисграфии, дислексии и дискалькулии. В этом помогут подсказки наших экспертов: логопедов и нейропсихологов. 

Что такое дисграфия?

Международная классификация болезней МКБ-10 относит дисграфию к специфическим расстройствам спеллингования. Это значительно выраженная недостаточность развития способности правильно произносить слова по буквам и грамотно их записывать при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Это расстройство не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, недостаточной остротой зрения или неадекватным обучением в школе.  

Ксения Соколова, логопед-дефектолог, нейропсихолог:

«Дисграфия — это специфическое нарушение письма, при котором у человека возникают стойкие трудности в освоении навыка письменной речи. Это расстройство связано с проблемами восприятия и обработки графической информации».

То есть ребёнок с дисграфией пишет с ошибками. Причём они из раза в раз повторяются и не всегда связаны с орфографией. Это может быть зеркальное отображение, пропуск, замена последовательности букв. Особенность формируется из-за нетипичного строения нейронной сети в мозге и нарушений в связях отделов мозга. 

В международной практике дисграфию рассматривают как частный случай дислексии (расстройства чтения, письма и счёта). В российской практике дисграфию, дислексию, дискалькулию чаще рассматривают как разные состояния. 

Юлия Покровская, логопед-дефектолог, специальный психолог:

«Логопеды РФ выделяют дисграфию как форму нарушения письма, наряду с дислексией — проблемами с чтением и дискалькулией — трудностями счёта. В зарубежной науке и практике обычно объединяют все три нарушения в термин “дислексия”, поэтому можно встретить информацию о том, что у голливудских звёзд в школьный период была именно дислексия».   

Что такое дисграфия, объясняет логопед-дефектолог и семейный психолог

Письменная и, устная речь неразрывно связаны между собой. Формирование этих функций идёт параллельно. Если какие-то отделы мозга сформировались неправильно, то нарушений может быть сразу несколько. То есть ребёнку, скорее всего, будет сложно читать, писать и считать

Дополнительные нарушения у пациентов с дисграфией, согласно исследованию Европейской ассоциации дислексии:

  • > 20 % — дискалькулия, нарушение способности к изучению математики;
  • > 10 % — тревожные расстройства;
  • > 8 % — синдром дефицита внимания и/или гиперактивности.

То есть если у ребёнка дислексия, дисграфия или другие нарушения, то ему будет сложно учиться. Но это не приговор

Дисграфия означает нарушения интеллекта?

Нет. Дисграфия, дислексия, дискалькулия не связаны с интеллектом. Это особое строение мозга. Оно не затрагивает отделы, которые отвечают за умственное развитие. Просто человек иначе воспринимает информацию. Многим людям это нарушение не помешало достигнуть успеха. Писатель и сценарист Евгений Гришковец всю жизнь живёт с дислексией. В школе ему приходилось прикладывать титанические усилия даже ради получения троек. При этом родные не заподозрили нарушение, думали, что ребёнок умный, но ленится.  

Если у школьника трудности с письмом, чтением, счётом, он может быть талантлив в другом. Родители могут помочь в развитии сильных сторон, внушить веру в себя и понимание того факта, что все разные: кто-то хорошо считает, кто-то играет на сцене, кто-то рисует. В качестве примера можно привести того же Евгения Гришковца. Сегодня он известный российский драматург, театральный режиссёр и актёр кино, музыкант, писатель, телеведущий. 

Дисграфию ошибочно считают болезнью, но на самом деле это специфическое расстройство, которое не относится к психическим или психологическим проблемам. Однако детей с дисграфией, дислексией и дискалькулией нередко негативно воспринимают в школе. И что самое печальное — в собственной семье. Поскольку школьники сталкиваются с непониманием, осуждением и жестокостью, у них могут дополнительно развиться и психологические проблемы: тревожность, депрессия, низкая самооценка, девиантное поведение. 

articlePreviewImage
Сомнения в себе: как повысить самооценку
Шпаргалка, как помочь ребёнку победить сомнения в себе
 

Как выявить дисграфию?

Не каждый ребёнок с плохим почерком, двойками в дневнике и низкой скоростью чтения обладает дисграфией, дискалькулией или дислексией. 

Возможные причины проблем с учёбой, кроме дислексии: 

  • нарушения слуха; 

  • проблемы со зрением; 

  • трудности интеллектуального развития;

  • педагогическая запущенность. 

Точно установить причину низкой успеваемости поможет полноценная диагностика у разных специалистов. 

Юлия Покровская, логопед-дефектолог, специальный психолог:

«Дисграфию обычно выявляют к концу первого класса, когда прошёл продолжительный период обучения. Хотя возможные трудности и предрасположенность можно увидеть уже в дошкольном возрасте. Обычно родителю сложно провести диагностику самостоятельно, без специального обучения».

Симптомы

Дисграфию и дислексию, как правило, диагностируют в школе. Школьник начинает активно изучать письмо, чтение, счёт, и вдруг выясняется, что в целом умный и любопытный ребёнок не успевает за одноклассниками. Родители могут заметить проблему раньше, если занимаются ранним обучением письму и чтению. 

Симптомы дисграфии у ребёнка:

  • Не делает пробелов и пропусков в словосочетаниях и предложениях. 

  • Вылезает за поля в тетради, не может освоить правильный перенос слов. 

  • Пишет зеркально буквы «с», «э», «з», «б».

  • Переворачивает цифры. 

  • Путает парные по звонкости/глухости согласные. Например, пишет «колоПок» вместо «колоБок».

  • Путает похожие по написанию буквы: «ч» и «ц», «ж» и «х». Например, вместо слова «цапля» пишет «чапля». 

  • Забывает, как пишутся буквы, которые редко встречаются. Например, «э». 

  • Пропускает буквы, которые не связаны с орфограммами. 

  • Путает буквы «и» и «у».

  • Задваивает некоторые буквы: «школла». 

  • Заменяет гласные в ударных слогах: «учетель» вместо «учитель».

  • Переставляет местами буквы.

  • Не может применить правило на письме.

  • Почерк неразборчивый.   

Логопед-дефектолог Ксения Соколова добавляет к этому перечню и другие симптомы:

  • ошибки в согласовании слов (например, «большая стол» вместо «большой стол»);

  • смешение прописных и строчных букв;

  • проблемы с переносами слов и соблюдением границ между словами;

  • пропуски предлогов и союзов;

  • неправильный размер или наклон букв, нарушение интервалов между словами и строками.

Внимание! Если у первоклассника или дошкольника есть одна-две из этих проблем, не стоит делать вывод о диагнозе. Это может быть вариантом нормы. Есть проблема или нет, может сказать только специалист.  

Тесты

В интернете много тестов, которые обещают выявить наличие дисграфии, дислексии и прочих трудностей. Но не стоит верить им на 100 %. Тому есть несколько причин:

  • Непонятно, кто составил тест: медик, копирайтер или нейросеть.

  • Не факт, что у теста есть научное обоснование: проверен ли он, доказана ли его точность. 

  • Тест не может провести всестороннюю диагностику. Его вопросы клишированные. 

  • У дислексии и дисграфии много проявлений, которые не охватить одним тестом. 

Если нужна быстрая диагностика с помощью тестов, то надёжнее искать их на сайтах ассоциаций дислексии. Но рациональнее обратиться к врачам. 

Врачи

Если ребёнок плохо пишет, читает, считает, его первым делом направляют к окулисту и лору, чтобы исключить проблемы в обучении из-за того, что ребёнок плохо видит и слышит. 

Если серьёзных нарушений нет, то нужно проходить исследования дальше:

  • Нейропсихолог выявляет проблемы, связанные с развитием мозга и психических процессов. То есть выявляет недостатки у нейронной сети и нейронных связей и решает, как их достроить и улучшить межполушарное взаимодействие. 

  • Логопед учит правильно произносить звуки. А также работает над проблемами письма, чтения, пересказа, составления связного текста. Логопед не исследует мозг и его строение. Он выявляет характер проявления проблемы и подбирает методику, которая поможет её преодолеть. 

  • Психолог напрямую не решает проблемы дислексии и дисграфии, но помогает справиться с давлением: насмешками одноклассников, недовольством и критикой учителей. Он работает над сопутствующими психологическими проблемами: тревожностью, низкой самооценкой. 

Возможно, не получится с первого раза найти «своего» специалиста, поскольку врачи отличаются по уровню знаний, эмпатии, понимания проблемы. 

Елена Емцева, учитель-логопед высшей категории:

«Работа по коррекции дисграфии начинается с консультации с учителем-логопедом. Расскажу о двух примерах из своей практики. В первом случае ученик второго класса систематически пропускал букву “л” в письменных работах. Я выявила нарушение устной речи — произношения звука “л”. И выдала заключение — дисграфия артикуляторно-акустического вида. Дальше мы отработали и ввели в речь второклассника звук “л”. Для этого развивали у ребёнка фонематическое восприятие. Школьник научился слышать, улавливать слова, в которых есть звук “л”. А после выполнял письменные упражнения. Научившись слушать и определять место звука “л” в слове, второклассник произносил и писал слова, не пропуская букву “л”. В этой истории проблему вовремя заметили, правильно диагностировали, она не была комплексной, и потому её решили за 5 недель.

Но чаще бывает иначе. Мама третьеклассницы обратилась с жалобами на систематические пропуски букв, замены букв “я” на “а”, “е” на “э”, “и” на “ы”, неумение употреблять “ь” и “ъ” на письме. Девочка занималась с мамой, а потом год с логопедом, но безрезультатно. По результату нашей диагностики я поставила заключение: дисграфия смешанного вида, дислексия. Составили план развития процессов, недоразвитие которых привело к ошибкам: фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, навыка комментированного письма, зрительного восприятия, орфографической зоркости. Все ошибки корректировали поэтапно, каждую отдельно. Отрабатывали сначала на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и только потом на уровне текста. Комплексную проблему решили комплексно. При систематических занятиях 3 раза в неделю с логопедом, выполнении ежедневных домашних заданий коррекционная работа с этой девочкой заняла около 10 месяцев.

Я рекомендую работать именно с логопедом. Такой специалист может грамотно подобрать и составить упражнения, которые помогут, а не навредят. Это важно, потому что при коррекции дисграфии некоторые задания выполнять противопоказано». 

Дисграфия у ребёнка, с чего начать лечение, объясняет логопед

Когда стоит сменить врача:

  • ребёнку некомфортно в присутствии специалиста;

  • врач позволяет себе токсичные высказывания в адрес пациента; 

  • врач критикует членов семьи ребёнка.

Важно выбрать врача, в присутствии которого ребёнок и вы сможете расслабиться, у которого в кабинете безопасная, безоценочная среда. Терапия будет эффективной, если между пациентом и врачом установится эмоциональная связь

Логопед
Индивидуальные онлайн-занятия с педагогом
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Что делать родителям детей с дисграфией?

Придётся смириться с тем, что ребёнок отличается от других. Он не хуже, он другой: иначе видит мир, иначе думает. Вероятно, он будет не очень хорошо учиться. Какие-то предметы будут ему даваться тяжелее, чем остальным. 

Воспринимать себя другим очень тяжело. В школах хвалят за красивый почерк, пятёрки, складное чтение. То есть ребёнку будет сложно. Родителям точно не стоит становиться ещё одним судьёй.

Важно создать дома поддерживающую атмосферу, где ребёнка любят за то, что он есть. Несмотря на его особенности, рекомендуем демонстрировать, что семья видит в нём много других умений, навыков и качеств. Может быть, он вкусно готовит, прекрасно рисует, лепит необычные фигуры, составляет из лего фантастические машины или пишет рассказы и стихи. Полезно развивать в школьнике хорошее, не акцентируя внимание на трудностях. 

Важные факты для родителей детей с дислексией:

  • Ребёнок не виноват: он таким сформировался из-за наследственности или нейробиологических особенностей, которые вызваны тяжёлой беременностью, травмами, проблемами в семье. 

  • Школьнику тяжело. Не нужно усугублять проблему. 

  • Дислексия не болезнь. Интеллект ребёнка не повреждён. 

  • Дислексия, дисграфия и прочие трудности в обучении сами не проходят. Некоторые поддаются коррекции, но большинство останется с человеком на всю жизнь. 

  • Нельзя сравнивать школьника с другими. Так можно загубить самооценку. Помните, что ваш ребёнок другой, но не хуже. 

  • Важно хвалить ребёнка за успехи, даже незначительные. Сделал не 10 ошибок в тексте, а 8 — он уже молодец. Делает оригинальные фотографии — купите фотоаппарат и устраивайте домашние выставки. Пусть ребёнок участвует в конкурсах (не обязательно тех, что проводит школа). Необходимо дать ему почувствовать успех и поверить в себя.   

  • Не следует акцентировать внимание на том, что у ребёнка проблемы и он особенный. Стоит, наоборот, говорить, что плохой почерк не такая уж и редкость и что он никак не влияет на успех в будущем.  

Сложности могут быть обусловлены и методикой преподавания в школе. По оценке Ассоциации родителей детей с дислексией, только два учителя из трёх умеют работать с детьми, у которых дислексия и дисграфия. Проблема в том, что в педагогических вузах этому не учат. Общий курс коррекционной педагогики освещает эти расстройства ознакомительно. 

К детям с особенностями развития предъявляют те же требования, что и к остальным, применяя те же методики. Например, требуют читать текст вслух, хотя ребёнку это тяжело даётся и ему гораздо проще читать про себя, а потом пересказывать. 

В случае если учитель применяет к ребёнку с дислексией те же приёмы, что и к обычным детям, у семьи несколько вариантов:

  1. Попробовать объяснить, какая у ребёнка особенность и что ему требуется. 

  2. Если учитель не хочет подстраиваться, то менять учителя, школу или формат — как вариант, перейти на домашнее обучение. То есть искать комфортный вариант обучения. 

  3. Нельзя оставлять ребёнка в классе, где над его особенностями насмехаются, а учитель это замалчивает или поощряет. 

  4. Пройти ПМПК, чтобы школьные требования к ребёнку снизились. Например, он будет сдавать экзамен в облегчённом виде, а в начальной школе вместо диктанта — списывать текст.    

Дисграфия — распространённое явление. Она выявляется у 53 % учеников началки и у 37–39 % детей в средней школе, что говорит об устойчивости нарушения. Такие цифры приводит учитель начальных классов Анастасия Маслова в научной работе «Дисграфия у младших школьников и способы её коррекции».

Есть семьи, которые воспитывают детей со сложностями в обучении. Есть взрослые люди, которые живут с этим расстройством и вполне успешны.  

В России создана Ассоциация родителей детей с дислексией. Она проводит мероприятия, чтобы семьи больше знали о расстройстве, у неё есть горячая линия и бесплатная диагностика. Также существует Международная ассоциация дислексии, где можно изучить опыт других стран.    

Воспитывать ребёнка с трудностями в обучении непросто, особенно если им сопутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности. Родителям тоже может понадобиться помощь, поскольку когда нет внутреннего ресурса, ребёнку невозможно помочь. 

Рекомендации для родителей детей с дисграфией:

  • Стоит поработать с психологом, чтобы проводить профилактику выгорания и принимать ребёнка таким, какой он есть.

  • Полезно общаться с другими родителями, которые столкнулись с теми же проблемами.

  • Рационально избегать людей, которые осуждают ребёнка с дисграфией. 

  • Хорошо, когда есть отдушина: хобби, театр, путешествия, любимая работа. 

Дисграфия не приговор. И уж точно не повод меньше любить ребёнка. Он не хуже остальных, он другой. И среди этих других, известных во всём мире дислексиков ещё и датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, изобретатель и художник Леонардо да Винчи, физик и лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн. 

Логопед
Индивидуальные онлайн-занятия с педагогом
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru