Назад
views 801
calendar 15 июля 2024

Профориентация для школьников: что это, её цели и задачи

Профориентация для школьников: что это, её цели и задачи
Фото: New Africa, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Навигатор по профориентации для школьников

Сложно быть счастливым, если профессия становится не по душе. Когда человеку не нравится его дело, он живёт мыслями о конце рабочего дня, конце рабочей недели и начале отпуска. Избежать такого сценария можно, если вовремя провести грамотную профориентацию. В этой статье объясняем, как школа помогает выбрать профессию и что могут сделать родители. А также развенчиваем популярные мифы о выборе карьеры. 

Что такое профориентация

Профориентация — это помощь в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, личностных особенностей человека. 

Цели и задачи профориентации

Профориентация позволяет выбрать правильную образовательную траекторию, а затем — профессию. Образовательная траектория включает в себя выбор школы и профиля обучения, дополнительные занятия, в том числе с репетиторами, внеклассную работу, участие в олимпиадах и конкурсах.

Профориентация помогает школьнику понять, чего он хочет достичь, какие у него сильные и слабые стороны, черты личности, приоритеты в жизни. Кроме этого, профориентация помогает выбрать профессию с прицелом на будущее — с пониманием тенденций на рынке труда: какие специалисты будут востребованы в ближайшие 10 лет, какие профессии скоро исчезнут, а какие приходят на смену, где наблюдается дефицит кадров, а где — переизбыток. 

Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:

«Профориентация для школьников полезна для выбора образования и карьеры. 

Профориентация позволяет школьникам:

  • пройти специальные тесты, которые могут мотивировать ребят в выборе будущей профессии, помогут задуматься над своими желаниями и возможностями;

  • познакомиться с различными профессиями;

  • выбрать профессию, основываясь на своих интересах, способностях и планах;

  • подобрать образовательные программы для достижения намеченных целей;

  • пообщаться с психологом, который определит, осознанно ли школьник выбирает профессию, не влияют ли на него внешние факторы; 

  • обсудить планы с карьерным консультантом, который поможет правильно поставить профессиональную цель, найти специальность, максимально отражающую потребности школьника»

Что такое профориентация для школьника, объясняет педагог.

Методы профориентации

Выбрать профессию школьникам помогают различные методы. Рекомендуем комбинировать их, чтобы точнее выбрать специальность.

Методы профориентации:

  • профессиограммы — краткие описания профессий;

  • профориентационные тесты;

  • глубинные интервью, интервью закрытого и открытого типов;

  • опросники по профессиональной мотивации и способностям;

  • встречи со специалистами конкретных профессий;

  • обучающие видео (фильмы, лекции);

  • сбор косвенных данных — например, разговоры с людьми, которые уже работают в интересующей школьника области; 

  • лекции на тему самоопределения;

  • ярмарки профессий, которые проводят профориентационные учреждения;

  • дни открытых дверей в учебных заведениях и компаниях;

  • тесты на профориентацию.

Тесты на профориентацию

Один из востребованных видов профориентации сейчас — это онлайн-тесты. Обсудим преимущества и недостатки популярных бесплатных вариантов. 

Популярные бесплатные тесты на профориентацию

Бесплатные тесты для профориентиации

В каком возрасте проводить профориентацию

Возрастных ограничений на профориентацию нет. Любое погружение во взрослую профессиональную среду для ребёнка любого возраста — это шаг к профориентации. 

Дошкольники

Когда дошкольники играют во врачей или пожарных или рассказывают о том, что хотят стать космонавтами и актрисами, они примеряют на себя профессию. Когда ребёнок идёт к маме, папе или дяде Вите на работу и задаёт вопросы из серии «А что вы тут делаете?», он тоже формирует у себя представление о мире профессий и примеряет их на себя. 

Начальная школа

Некоторые школы уже в первом классе вводят деление на профили: гуманитарный, технический, естественно-научный, художественно-эстетический. В профильном классе дети не только углублённо изучают некоторые предметы, но и участвуют во внеклассной деятельности. Например, первоклассники, выбравшие естественно-научное направление, могут ходить на практические занятия в ботанический сад, смотреть, как выращивают растения, и даже участвовать в уходе за ними. 

На самом деле в начальной школе рано создавать профильные классы: ученики в том возрасте, когда хочется и полезно пробовать многое, их интересы ещё не очевидны. Нередко профиль в начальной школе выбирают исходя из представлений родителей, а не интересов и возможностей ребёнка.

Средняя школа

Начиная с 6-го класса в школах обязательно проводят профориентацию в рамках проекта «Успех каждого ребёнка». В идеале важно, чтобы к 9-му классу школьник уже понимал, какое направление ему близко. Это позволит ему выбрать предметы для сдачи ОГЭ и решить, стоит ли начать профессиональное обучение в колледже или продолжить учиться в 10–11-м классах.

Старшая школа

С 10-го класса ребёнок выбирает профиль и начинает усиленно готовиться к ЕГЭ. Если школьник в 10-м классе ошибся с выбором, в 11-м классе ему будет непросто за год наверстать упущенные знания по другому профилю. 

Курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Мини-группы до 5 человек. Все ключевые предметы
Начни подготовку заранее!
Подробнее Оставить заявку
Шапка

После школы

Профориентация не заканчивается в 11-м классе. Меняются цели, жизненные приоритеты, окружение и морально-нравственные качества, расширяются кругозор и опыт. К тому же не стоит на месте жизнь вокруг нас: меняется геополитическая обстановка, экономика, развиваются технологии. 

Ситуация, когда человек выбрал профессию в 11-м классе и остался верен ей всю жизнь, — редкость. 33 % россиян в период с 2009 по 2019 год изменили профессию, а 24 % ушли в смежные специальности, согласно исследованию портала HeadHunter. В книге «What’s next? Профессии будущего. Путеводитель по профессиям будущего» автор Дарья Назарова утверждает, что современным студентам придётся менять профессию 3-4 раза за жизнь. 

Из-за развития нейросетей и технологий одним профессиям предиктивные аналитики предрекли бурный рост, а другим — вымирание. Например, кассиров в некоторых магазинах уже заменяют кассы самообслуживания. А создатели мультимедиа могут «нанять» целую армию нейросетей, которая будет помогать в производстве контента. Присматриваться к выбранной профессии и возможным альтернативам позволяет профориентация. 

Получается, для профориентации не существует границ. Есть смысл уже с детского сада постепенно знакомить ребёнка с разными видами деятельности. Общество, школа и уклад нашей жизни подталкивают к тому, что ребёнку важно выбрать профессию или хотя бы сферу к 9-му классу, то есть в 14–16 лет.

Где проходить профориентацию

Профориентация полезна, когда для неё задействуют разные инструменты. Например, такие фильмы о профессиях, как «Мне бы в небо» или «Учитель на замену», не раскрывают всех нюансов специальности. Единичный тест может быть ошибочным. А экскурсия на день открытых дверей в компанию, скорее всего, покажет только «парадную» сторону. Гораздо эффективнее комплексный подход: пользоваться возможностями профориентации в школе, задействовать семейный опыт и обратиться к профессионалам. 

Профориентация в школе 

Министерство просвещения с 2023 года запустило проект «Успех каждого ребёнка» — модель профориентационной деятельности для каждой школы по всей стране. Проект предписывает школам проводить профориентацию для школьников начиная с 6-го класса. Школа может выбрать один из трёх уровней: базовый, основной или продвинутый.

Профориентация для школьников — минимальная программа

На скриншоте проекта «Успех каждого ребёнка» мы видим, что на любом уровне обязательны занятия «Россия — мои горизонты». Их проводят каждый четверг в форматах по выбору школы: уроки по профориентации, диагностика, профессиональные пробы. 

Профориентация для школьников, пример программы

План занятий предполагает постепенное знакомство с профессиями. Причём акцент делается на те, в которых сейчас дефицит специалистов. Среди задач проекта не только профориентировать детей, но и помочь им выбрать специальность, которая в ближайшие годы будет востребована. Сюда можно отнести инженерные и рабочие профессии, специальности в сферах IT и беспилотных летательных аппаратов, сельском хозяйстве и туризме. 

Профориентация с участием экспертов по карьере

Как минимум важно обратиться за консультацией к школьному психологу, если он есть и занимается вопросами профориентации. А ещё надёжнее — воспользоваться услугами профессиональных консультантов по выбору профессии в формате курса, нескольких консультаций или одной сессии. При любом варианте в качестве результата важно получить выстроенную образовательную траекторию: куда пойти учиться, какие специальности подходят, как готовиться к поступлению.

На что нужно обратить внимание при выборе специалиста по профориентации:

  • Образование. Идеально, если у профориентолога оконченное высшее образование в сфере психологии или педагогики, а также по смежным с ними специальностям. 

  • Кейсы. Сильный специалист может предоставить примеры уже решённых проблем: с чем к нему пришли, как работали, какой результат получили.

  • Формат. Важно, чтобы профориентолог работал так, как удобно ребёнку: если школьник не хочет, чтобы участвовали родители, то следует выбрать соответствующий подход. 

  • Цена. Дорого не значит идеально. Лучше выбирать специалиста, услуги которого не вынудят вас экономить на чём-то другом. 

  • Личность эксперта. Важно, чтобы ребёнку было легко в общении с консультантом. 

Профориентация в семье

Профориентация предполагает участие профессионалов. Но нельзя исключать и роль семьи. Родители могут помочь ребёнку с выбором, но могут и совершить ошибки, которые затормозят процесс самоопределения.

Начинаем до школы

Предлагаем ребёнку как можно больше занятий и игр. Читаем и путешествуем вместе, ходим в гости, разговариваем о том, кто чем занимается и какую пользу приносит, что интересного — и что сложного в разных видах деятельности. Полезно строить дом из кубиков, играть в магазин, банк, пожарника. 

Учитываем темперамент и особенности характера ребёнка

Важно помочь ребёнку выбрать профессию с учётом его интересов, склонностей и качеств. Например, не все люди любят общаться. Есть закрытые личности, погружённые в себя. Им сложно говорить по телефону и выступать перед аудиторией. Таким людям не подойдут профессии, предполагающие публичность. А экстравертам, наоборот, будет тяжело на рутинных позициях без права голоса и возможности проявлять инициативу.

Выбираем предметы для сдачи ЕГЭ под профессию, а не наоборот

Ошибочно считать, что если ребёнку не даётся математика, то не стоит с ней связываться на ЕГЭ. Профильная математика нужна при поступлении на большинство специальностей. Отказаться от неё — значит существенно сузить выбор профессии. Задача родителей — поддержать школьника во время подготовки к экзамену: и морально, и материально

Избегаем стереотипов

Ни к чему внушать ребёнку клише о специальностях. Условно, что все юристы — хитрые люди, а все бухгалтеры неприлично много зарабатывают. Лучше дать возможность ребёнку пообщаться с представителями разных профессий — пусть делает выводы сам. 

Рекомендуем не отождествлять конкретного человека с его профессией. Например, если тётя Валя врач и хороший человек, это не значит, что, став медиком, ваш ребёнок автоматически приобретёт и её характер.

Защищаем от ловушки моды на профессии

Тренды на профессии переменчивы. Востребованные в конце прошлого века инженеры в начале нулевых уступили по популярности юристам и экономистам. Сейчас пришло время IT. Некоторые абитуриенты осознанно не выбирают эту сферу из-за высокой конкуренции. Другие, наоборот, стремятся получить специальность именно в IT, потому что это престижно и сулит льготы, в том числе по ипотеке.

Однако оба подхода могут привести к профессиональному разочарованию — если действие льготных программ приостановят, а мода пройдёт и конкуренция станет ниже. Важно в любом случае остаться с ремеслом, которое будет по душе и обеспечит достаточно навыков, чтобы в случае изменений на рынке труда найти работу хотя бы в смежной сфере. 

Помогаем раскрыть сильные стороны

Человек склонен видеть в себе плохое, а хорошее игнорировать. В итоге у ребёнка может сложиться неадекватная самооценка, он может даже не замечать своих достоинств. Стоит отмечать то, что считаете значимым: например, настойчивость, аккуратность, внимание к деталям, творческий подход к решению задач, умение мыслить нестандартно. Всё это должно помочь в выборе профессии. 

В связи с вопросом о профориентации хочется рассказать про книгу Фила Найта «Продавец обуви». Это автобиография основателя компании Nike, где он рассказывает, как шёл к успеху. Когда Фил Найт только искал себя, он пробовал продавать энциклопедии — ходил с книгами по домам. Но у него ничего не получалось. Ни один профессиональный приём не сработал. Потом, когда он начал торговать обувью, он точно так же ходил по домам, по спортивным соревнованиям и достиг огромного успеха. Секрет прост: Фил Найт любил обувь и то, что он делал. Он продавал ботинки с вдохновением. Это и стало первой ступенью в его успехе. 

Важно помочь ребёнку нащупать профессию на пересечении «хочу», «могу» и «надо». 

Чему соответствует рациональный выбор профессии:

  • Интересам, мотивации, целям.

  • Склонностям, физическим характеристикам, особенностям характера.

  • Рынку труда на ближайшие 10 лет. 

Ирина Воронцова, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:

«Отсутствие профориентации, недостаточное знание о существующих специальностях, а также давление со стороны — всё это может привести к ошибкам в выборе будущей профессии. Поэтому профориентация для школьников очень важна. Она помогает им лучше понять себя, свою социальную роль и возможности, а также создаёт условия для успешной карьеры и личностного развития».

Грамотная профориентация учитывает цели, интересы ребёнка, его возможности и ситуацию на рынке труда. Задача родителей — помочь с самоопределением и поддержать ребёнка в выборе профессии. Важно совмещать несколько инструментов профориентации, один может быть неточным. Если выбор даётся тяжело, есть смысл обратиться к профориентологу. 

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru