Назад
views 2 808
calendar 23 июня 2023

Каким должен быть современный учитель. Круглый стол

Каким должен быть современный учитель. Круглый стол
contents Оглавление
Свернутьarrow
Обсуждаем навыки и личностные качества педагога, которые мотивируют влюбиться в предмет.

В статье сравним, каким учителя хотят видеть подростки и взрослые и насколько это близко или далеко от профессиональных стандартов. Для этого мы поговорили с учениками и их родителями, доцентами вузов, психологами, репетиторами и руководителем популярной онлайн-школы.

Профессиональный стандарт педагога от Минтруда

Для начала вспомним, каким преподавателя описывают профессиональные стандарты. Этот документ утвердило Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Его используют при приёме на работу учителей и воспитателей, при создании локальных актов школы и формировании норм оплаты труда. В профстандарте перечислили значимые навыки и качества педагогов. Компетенции отличаются в зависимости от трудовой функции и возраста учеников:

Есть ещё и требования по типу деятельности, которые добавляются в зависимости от функции преподавателя. Отдельно выделили требования для преподавателей русского языка и математики. Они кардинально отличаются. Собрали для вас отличия в красивую инфографику. Предлагаем скачать её себе, чтобы проверить, насколько ваши преподаватели соответствуют профессиональным стандартам. 

Скачать памятку с навыками и качествами всех учителей

Сергей Шестаков, репетитор:

«Я выделю две роли педагога: учитель и воспитатель. Для первой роли главный критерий — доступность подачи материала и наличие структуры. Для второй — мотивация ученика. Чтобы быть эффективным, преподаватель должен уметь “жечь сердца глаголом”. Это актуально для обеих ролей».

Идеальный учитель глазами детей и родителей

Требования стандарта не противоречат родительскому видению идеального педагога. А у детей свой образ вдохновляющего учителя. Мы провели опрос «Какими качествами должен обладать современный учитель?» среди учеников ИнтернетУрока и их родителей. И получили противоречивые ответы школьников и взрослых:

Пожелания родителей 

Главное различие между представлениями об идеальном педагоге у родителей и учеников — в роли преподавателя. Родители считают, что педагог даёт необходимый уровень знаний и мотивирует учеников на высокую успеваемость. Это касается учителей в школе и на дополнительных уроках. Как выбрать идеального репетитора, который понравится и детям и родителям, мы узнали у психолога.  

Айгуль Гранд, психолог:

«Чтобы выбрать репетитора, полезно подписаться на него в соцсетях. Многое о человеке скажут фотографии отдыха, группы, в которых состоит, и комментарии, которыми делится. Перед тем как отдать ребёнка репетитору, рекомендую задать проективные вопросы, необязательно про школу. Например, показательный вопрос — каким преподаватель видит современное и идеальное общество. 

Хорошо, если педагог рассматривает ученика как личность и заинтересован проявить в нём лучшие качества, в том числе любознательность, гибкость и адаптивность. Если же ему важнее дисциплина и соблюдение субординации, после обучения вы рискуете увидеть усреднённый продукт школьного образования, а не яркую личность».

Хотелки учеников

Школьники ценят в учителе возможность общения. В зависимости от возраста важна разная коммуникация. В младших классах ученики хотят, чтобы их хвалили, по-доброму шутили и проявляли социальную любовь. Например, писали под «пятёркой» пометку «Молодец!», разрешали рисовать на доске и играть в группах продлённого дня.

В средних классах на первый план выдвигается признание учителем креативности, таланта и знаний подростка, а также социальная защита от недружественно настроенных одноклассников. Подростки рады, когда могут поделиться мыслями с кем-то из взрослых, помимо родителей. Это могут быть мечты, планы о профессии, представления о жизни. Здесь учитель выступает в роли наставника, предостерегая школьника от опасностей и показывая свою вовлечённость в его проблемы или успехи. 

В старшей школе многие школьники ценят в педагоге способность передавать опыт и знания в доступной форме. Ведь в этом возрасте они осознают значимость высоких баллов по ОГЭ и ЕГЭ. Но и в старших классах важно неформальное общение с учителями, ведь молодые люди видят, что становятся частью общества, где важно уметь разговаривать со взрослыми на равных — правильной речью с сильной аргументацией. Они учатся принимать критику, стоять на своём и по-прежнему рады мотивирующим словам. 

Кроме общения, есть и другие качества, которые ценят современные подростки. Их выявила в своём исследовании и поделилась результатами с редакцией «ИнтернетУрока» преподаватель колледжа и вуза.

Виктория Будко, преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ОмГУ:

«Я провожу личный эксперимент с подростками. Когда оценки уже выставлены и льстить нет смысла, после каждого окончания курса по своему предмету я отправляю небольшой опросник. За годы деятельности я выявила, что именно ценят подростки:

— актуальные знания и умения: чтобы и ИИ обсудить, и чат GPT, и всё это в контексте предмета;

— реальный практический опыт и кейсы, а не только теоретическое образование у преподавателя;

— простой и быстрый контакт в мессенджерах, а не почта;

— умение просто объяснять сложные вещи, используя жизненные примеры, инфографику;

— геймификация, включая интерактивные тесты».

Профессиональные навыки педагога, чтобы школьники поняли тему

А теперь посмотрим на вопрос с другой стороны: обсудим навыки, которые помогают преподавателям заинтересовать предметом школьников и студентов. 

Знание предмета

Невозможно доверять преподавателю, который плавает в своей теме. Знание предмета выделяют как обязательный навык и школьники, и родители, и преподаватели всех уровней. Например, вот что об этом навыке редакции «ИнтернетУрока» рассказала на основе 17-летней практики доцент крупного технического вуза. 

Маргарита Наследникова, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова:

«База для становления сильного преподавателя — это качественные и всесторонние знания своего предмета, проникновение в его глубину, во все междисциплинарные взаимосвязи. Только так можно передать глубину и веру в эти знания, мотивировать школьников доверять своему учителю, “предаться” его опыту. И такая компетенция  вызывает уважение и признание преподавателя. А это создаёт гармоничную среду для работы, в которой расслабление и доверие чувствуют все участники».

Компетентность 

В современном мире преподавателю мало знать предмет. Важно его ещё доступно донести до школьника. Как это сделать, подписчикам Журнала «ИнтернетУрок» объясняет доцент финансового вуза. 

Галина Третьякова, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»:

«Современный преподаватель классный. Он в тренде всего молодёжного. Но что также важно — он компетентный  и умеет научить своему предмету. Основываясь на важном теоретическом материале, он сфокусирован на его практическом применении. Поэтому в арсенале современного педагога в изобилии кейсы и деловые игры». 

Доступность информации

Есть и другие профессиональные фишки современных преподавателей. От доступности подачи зависит прогресс в обучении, а от уровня прогресса и мотивация ученика. Какие приёмы помогают понятно и увлекательно объяснять сложные темы, нам подробно рассказал репетитор, который 15 лет преподаёт школьникам математику.

Сергей Шестаков, репетитор:

«По моему опыту, главный критерий сильного преподавателя — доступность подачи информации. Первый важный принцип — не усложнять. Долой лишнюю теорию! Упор на практику. В моём предмете, математике, упор на задачи. Кому нужно определение “производная предел отношения приращения функции к приращению её аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю при условии, что такой предел существует”?

Второй принцип — понятные образы. Например, арифметику эффективный преподаватель объясняет не на абстрактных числах, а на деньгах. Пример о процентах — на скидках, а дроби — на частях пирога или пицце.

Третий принцип —  практический смысл. Когда сильный преподаватель вводит новый термин, он показывает, где его используют на практике. И четвёртый принцип —  правильная последовательность. Частые приёмы решения задач эффективный преподаватель объясняет в начале обучения. Я вот в упор не пойму, почему теорему Пифагора не дают на одном из первых уроков геометрии в учебной программе».

Мотивация в мире ребёнка

Сегодня важно усовершенствовать подход к объяснению задач. Учеников начальной и средней школы особенно сложно завлечь необходимостью и требованиями. Куда эффективнее реальная мотивация, с ощутимой пользой для ученика.

Настасья Бахтеева, психолог-педагог, специалист по проявленности:

«Ученики погружены в онлайн-мир: игры, соцсети, видеоролики. В этом мире оценка людей происходит не по человеческим качествам. Уклон идёт на количество онлайн-регалий: лайков, комментариев, подписчиков. Поэтому сейчас особенно важно, чтобы преподаватель развивал в детях человеческие качества. При этом необходимо сбалансированно развивать учеников духовно и материально. И объяснять, зачем это школьникам. То есть доносить информацию не из позиции “так надо”, а из позиции “эти знания тебе пригодятся в жизни, а именно: развитие креативности, карьерный рост, долговременные партнёрства, хорошие знакомства, крепкая семья, развитие таланта”».

Социальные навыки 

И заключительный из навыков современного учителя — про общение. Важно, как преподаватель общается, какие слова использует.

Сергей Шестаков, репетитор:

«Обращайте внимание на то, как учитель общается. Если он говорит сложно, его тяжело воспринимать — скорее всего, он и свой предмет будет объяснять так же. Если с ним легко общаться — это хороший знак. Для продуктивного обучения важен эмоциональный контакт, способность преподавателя выстроить отношения с учеником. Важно, чтобы ученик ценил учителя. Как минимум уважал. Ведь если человека уважают, к нему прислушиваются и делают то, что он говорит. 

Поэтому наличие лидерских качеств и социальных навыков у преподавателя —  большой плюс. С таким преподавателем больше шансов, что ученик будет делать домашние задания, повторять материал и заниматься самостоятельно».

Качества учителя, которые мотивируют учеников влюбиться в предмет

Навыки, которые мы обсудили, гарантируют, что ученик сможет понять предмет. Но чтобы мотивировать человека углубиться в темы и не пропускать ни одного урока, важна ещё личность преподавателя, его soft skills. Ведь для учеников, помимо углублённых знаний, ценно перенять у преподавателей опыт, способы поведения, навыки в области общения, этические и профессиональные нормы, навыки лидерства, которые пригодятся и в университете, и в профессии. 

Любовь к детям

По мнению нашей редакции, самое важное качество педагога — любовь к детям. Без неё учебный процесс будет вымученной симуляцией. Без любви к детям преподаватель оценивает результат собственной деятельности только уровнем зарплаты. Проблемные ситуации решает либо с помощью привлечения сторонних лиц, либо назиданиями в повышенном тоне. 

Лада Коновалова, заместитель руководителя отдела по учебному процессу ИнтернетУрока:

«Хороший учитель прежде всего любит детей. Да, именно любовь на первом плане, одного профессионализма недостаточно. Потому что любовь побуждает человека вкладывать душу в объект любви, действовать не только в интересах собственной выгоды, но и получать удовольствие от процесса взаимодействия с ребёнком, передачи знаний, формирования личностных качеств.

Любовь позволяет хорошему педагогу искать и находить новые методы работы с детьми, интересную информацию, побуждает мотивировать детей развиваться самостоятельно, связывать уроки с окружающей реальностью, отмечать успехи учеников, прислушиваться к их идеям и позволять их реализовывать, заряжать детей своим азартом и стремиться к высоким результатам. Любовь решает все вопросы и находит способы достижения желаемого».

.

Любовь к предмету

Глубоких знаний и качественной их подачи недостаточно. Если интерес к предмету у преподавателя угас, дети почувствуют эту фальшь и вряд ли смогут влюбиться в предмет. 

Маргарита Наследникова, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова:

«Соответствовать высокой планке педагога непросто. Её необходимо всегда поддерживать любовью и уважением к своему предмету. Тогда эти же качества передаются ученикам. И шаг за шагом они погружаются в эти отношения, где чувствуют свою значимость и сопричастность к общему потоку информации, возможности влиять на него через свои усилия. 

Преподаватель всегда передаёт своё отношение к предмету и миру, и ученики, как зеркало, отражают на него это отношение в своём желании познавать предмет. Имитировать эти отношения невозможно. Любая фальшь легко считывается учениками и жестоко наказывается неуважением, а зачастую даже жестокостью. А глубокие отношения всегда награждаются доверием и любовью учеников как к учителю, так и к предмету».

Эмпатия

И даже грамотно и с любовью преподнесённых знаний недостаточно. Важно чувствовать учеников и создавать с ними взаимосвязь. 

Галина Третьякова, доцент Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»:

«По моему опыту, молодые люди нуждаются в эмпатии: в понимании, психологической поддержке, более чутком отношении к себе. Когда этого нет, преподавателю не удастся привить любовь к предмету. Так случилось со мной: мой учитель физики оказался человеком резким и импульсивным, порой даже агрессивным. Из-за каждой ошибки учеников кричал, закатывал глаза. Как результат, большинство моих одноклассников возненавидели физику. Нелюбовь к учителю породила нелюбовь к предмету. 

Сегодня эмпатия не утратила, а, напротив, обрела ещё большую актуальность. Источников знаний сейчас много. Найти их не проблема. А вот умение замотивировать и правильно организовать учебный процесс  — это как раз главная задача современного педагога».

back
Подпишитесь на нашу рассылку

Обаяние

Влюбить подростка в сложный предмет по силам только личности, которая подаёт пример и увлекает за собой. Что значит быть такой личностью, нам объяснила психолог.

Настасья Бахтеева, психолог-педагог, специалист по проявленности:

«Сильный педагог — это развивающаяся личность. Это не просто человек, который обладает знаниями, передаёт их другим и проверяет домашку. Это человек, который сам познаёт новые грани этого мира, занимается спортом или у него есть любимое увлечение, которым он вдохновляется. Если коротко, то такой учитель сам умеет жить, чтобы научить этой “жизни” других, иначе это бесполезная теория, которую ученик может и просто прогуглить. Сегодня важнее такие качества, как обаяние, энтузиазм, энергичность, экологичное любопытство, понимание современного мира и его правил, стрессоустойчивость, психологическое и ментальное здоровье».

Нельзя сказать, что идеальный учитель проявляет к ученикам доброту, любовь и уважение только ради того, чтобы они выучили предмет и получили высокие баллы на экзаменах. Он достигает и более долгосрочную цель — вырастить из ученика интеллектуально, эмоционально и нравственно развитого человека, который добьётся успеха в профессии, личной жизни и социальных связях.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru